Interested Article - Эндер, Борис Владимирович

Борис Владимирович Эндер ( 23 января [ 4 февраля ] 1893 , Санкт-Петербург 12 июня 1960 , Москва ) — советский русский художник , представитель авангардизма , один из пионеров биоморфной абстракции.

Биография

Родился в семье агронома, происходящего из рода обрусевших немцев. Две его младшие сестры — (1894—1955) и (1897—1942) — также стали художницами.

В 1905—1907 брал частные уроки рисования у И. Я. Билибина . В 1911 г. сблизился с М. В. Матюшиным и Е. Г. Гуро , часто бывал в их квартире в доме на Песочной улице. В 1913—1915 гг. учился на историческом факультете Петербургского университета . В 1915 г. призван на военную службу. В 1918 г., после демобилизации, поступил в Петроградские Государственные свободные художественные мастерские , занимался у К. С. Петрова-Водкина , затем у Матюшина.

Завершив обучения в 1923 г., продолжил работать под началом Матюшина в Отделе органической культуры Инхука , вошёл в созданную им группу «Зорвед» . В 1920-е принимал активное участие в выставках «мастерской пространственного реализма». Познакомился с К. С. Малевичем , Н. М. Суетиным , И. Н. Харджиевым , И. Г. Эренбургом , поддерживал с ними постоянную переписку.

В 1927 г. переехал в Москву. В 1930-х гг. много работал в области монументального искусства . Принимал участие в оформлении павильона СССР на Международной выставке в Париже (1937) . В 1938—1939 гг. вместе с Е. Я. Астафьевой и своей сестрой М. В. Эндер оформил павильон «Ленинград» на ВСХВ в Москве.

Во время Второй мировой войны эвакуирован в Кузбасс. Возвратился в Москву в 1944 г. Был одним из руководителей Строительной выставки, а также главным художником советского павильона на Промышленной выставке в Будапеште в 1949 г.

Харджиев оставил воспоминания о художнике (не опубликованы).

Творчество

В середине 1920-х гг. создавал беспредметные композиции, разработал особый вариант «биоморфной» абстракции, в которой при помощи пульсирующих цветовых пятен стремился воспроизвести природную ритмику. Обосновывал свои картины теоретически, связывая их с законами цветовосприятия и физиологией мозга.

В конце 1920-х гг. в творчестве Эндера наметился отход от абстракции в сторону более традиционной манеры и фигуративной живописи, любимым стал жанр пейзажа .

Произведения Эндера находятся в коллекциях многих отечественных музеев, в том числе в Государственной Третьяковской галерее . Значительная часть творческого наследия художника и его архив хранятся в Государственном архиве литературы и искусства .

Литература

  • Жадова Л. А. Б. В. Эндер о цвете и цветовой среде // . — 1974. — № 11 .
  • Жадова Л. А. Б. Эндер // Искусство . — 1976. — № 6 .
  • Повелихина А. В. Эндер Борис Владимирович // Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-1932. — «Бентелли», Берн. «Галарт», Москва , 1993.
  • Котович Т. В. . — Минск: Экономпресс, 2003. — 416 с. — 3000 экз. ISBN 985-6479-30-4 .
  • Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда // Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры. — LA, USA. — 2010. — № 16. В 2-х ч. С. по указ.
  • «Профессор Михаил Матюшин и его ученики». Каталог выставки. Сост., вступительная статья Никиты Несмелова. Музей Академии художеств. СПб, 2008.
  • «Художник М. В. Матюшин и его ученики.» 'Выставка произведений/ Буклет. Государственный музей истории Ленинграда, 1989.
  • Маргарета Тильберг . Цветная вселенная: Михаил Матюшин об искусстве и зрении. М. : НЛО, 2008. С. по указ/
  • Группа КОРН. 1930. М. В. Матюшин и ученики. Буклет. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. 2010.

Ссылки

  • . Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 2 июня 2012. Архивировано из 18 июня 2012 года.
  • . ArtRu.info. Дата обращения: 2 июня 2012. Архивировано из 21 мая 2012 года.
  • . Биография.ру : Биографическая энциклопедия. Дата обращения: 2 июня 2012. Архивировано из 15 мая 2012 года.
Источник —

Same as Эндер, Борис Владимирович