Interested Article - Батайль, Анри

Анри Батайль ( фр. Henry Bataille ; 4 апреля 1872 , Ним 2 марта 1922 , Рюэй-Мальмезон ) — французский драматург , поэт и художник .

Биография

В раннем возрасте остался сиротой. В 14-летнем возрасте начал писать стихи. Дебютировал, как поэт в стиле Роденбаха . Издал несколько сборников стихотворений («Белая комната», 1895, «Божественная трагедия», 1917, «Квадратура любви», 1920).

Обучался живописи в Парижской высшей школе изящных искусств . Обучался в Академии Жюлиана .

Позже, увлёкся драматургией и после успеха, созданных им пьес, с середины 1890-х годов полностью посвятил себя литературному творчеству, почти всецело отдав себя театру. Его жанр — драма из быта светских кругов Парижа (часто связанных с крупной буржуазией); обычно на заднем плане так называемый, «полусвет» или артистическая богема ; порою этот полусвет является и центром действия («La Possession» — «Обладание», 1920, русский перевод, М., 1922).

Портрет А. Батайля работы худ. Феликса Валлоттона (около 1898 г.)

Популярность А. Батайля, как драматурга, основывается на умелом использовании сценических эффектов и разработке близких современности тем, сдобренных идеализмом , на умении щекотать нервы зрителя нарочито придуманными странными ситуациями. Наконец, Батайль — большой мастер театрального диалога , умело развертывающий интригу. Специализировался на изображении любовных чувств женщины в окружении буржуазной семьи, которая вступает в противоречие с удушающими социальными традициями того времени. Опыты Батайля в области «драматической поэмы» («Soirée d’Amour» — «Вечер любви», 1910) только подчеркивают его театральность: герои даже безыменны («Lui», «Elle», «L’autre», etc. — «Он», «Она», «Другой» и т. д.). В «La Possession» Батайль доходит до «обнажения приёма»; герой говорит: «пусть на сей раз мораль восторжествует».

Создал ряд образов героинь, вскоре ставших излюбленными у крупных драматических актрис (между прочим, М. Ермоловой и М. Савиной в России). Цель А. Батайля, как драматурга, взволновать зрителя внешней сложностью ситуации и затем разрешить напряжение прописной моралью. Наиболее удачной из драм А. Батайля можно считать нашумевшую в своё время «Maman Colibri» («Мама птичка», 1904, одновр. русск. перев. экранизирован , 1938). Женщина 39 лет, будучи любовницей юноши — товарища своего сына, уходит с ним от мужа, чтобы вскоре вернуться с разбитым сердцем в дом сына уже как «бабушка».

Батайль был также теоретиком подсознательной мотивации. Хотя он не использовал свои теории в большинстве созданных произведений, но оказал влияние на более поздних драматургов, таких как .

Пьесы драматурга неоднократно ставились в русских театрах (особенно «Обнажённая»). На русский язык переведены пьесы: «Дитя любви», «Не выгорело», «Обнажённая», «Дева неразумная», «Свадебный марш» и «Мадам Колибри».

Ряд пьес Анри Батайля был экранизирован (« Частная жизнь Дон Жуана » (1934)).

Избранные произведения

  • La Belle au bois dormant , 1894
  • La Chambre blanche (стихи), 1895
  • La Lépreuse , 1896
  • L’Enchantement , 1900
  • Le Masque , 1902
  • Maman Colibri , 1904
  • La Marche nupitale , 1905
  • Poliche , 1906
  • La Femme nue , 1908
  • Le Scandale , 1909
  • La Vierge folle , 1910
  • L’Enfant de l’amour , 1911
  • Le Phalène , 1913
  • L’Amazone , 1916
  • La divine tragédie (стихи), 1917
  • L’Animateur , 1920
  • L’Homme à la rose , 1920
  • La Tendresse , 1921
  • La Possession , 1921
  • La Chair humaine , 1922

Литература

  • Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
  • Театральная энциклопедия . Том 1/Глав. ред. С. С. Мокульский — М.: Советская энциклопедия, 1961.

Ссылки

Источник —

Same as Батайль, Анри