Храмы Флора и Лавра
- 1 year ago
- 0
- 0
«Флора» или «Портрет Хендрикье Стоффелс в образе Флоры» — картина Рембрандта , написанная около 1654 года . В настоящее время картина находится в собрании Метрополитен-музея в Нью-Йорке , куда была передана в 1926 году по завещанию американского промышленного деятеля Коллиса Поттера Хантингтона его сыном спустя 26 лет после смерти владельца картины.
Натурщицей для картины, вероятно, была Хендрикье Стоффелс — модель и сожительница Рембрандта. Ранее художник создал несколько изображений древнеримской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры , где её образ олицетворяла супруга художника Саския ван Эйленбюрх (1612—1642). Героиня, одетая в широкую белую рубашку, жёлтую юбку и шляпу, украшенную ветвями вишни, держит в подоле лепестки цветов, которые рассыпает правой рукой . Поздняя «Флора» Рембрандта была написана около 1654 года, спустя 12 лет после смерти супруги, но черты лица героини напоминают Саскию . Фигура изображённой на картине женщины является типажом, который восходит к более ранним работам художника .
В отличие от многих фламандских живописцев, Рембрандт никогда не ездил в Италию , тем не менее работы итальянских мастеров оказали на него значительное влияние. В этом изображении богини весны Флоры, в частности, отразилось влияние венецианского мастера XVI века Тициана . Тем не менее мрачная палитра и резкие мазки безошибочно передают манеру Рембрандта . Образ Флоры и тесно связанная с ним тема аркадских пастухов были популярны в 1630-х годах; работу 1654 года можно описать как более зрелое повторение образа, который привлёк Рембрандта во времена его женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх, когда ему было чуть более двадцати лет (« Саския в образе Флоры ») . Наследие венецианского искусства на этой картине отражено, как и отношение художника к воображаемой фигуре богини, с точки зрения реальности: образ мифологической женщины написан с чувственной и эмоциональной непосредственностью, передачей субъективного опыта художника . В отличие от других изображений Флоры Рембрандта, на этой картине вместо роз появляется гвоздика . Как и другие цветы, гвоздика могла быть символом Флоры, но при этом у неё есть дополнительная символика — в искусстве и литературе она являлась символом любви и брака . Также в этом образе Флоры отражается и ренессансная традиция изображения богини «в мантии весны », разбрасывающей цветы из складок платья .
Картина со временем сильно пострадала от истирания, особенно сильно это видно в следах на бюсте и рукаве героини . Слой краски на фоне остался довольно тонкий; перекраска фона, о которой писал искусствовед Боде в 1901 году, была удалена в 1970-х годах. Изображение стены (предположительно созданное изначально с различными текстурами и световыми эффектами), в настоящее время стало очень смутным и тёмным . Объёмные рукава рубашки со временем потеряли воздушность и большую часть краски. Исследование картины при помощи рентгена может дать представление об объёмах и плавных формах, которыми первоначально обладали рубашка, юбка и фартук, а также об эффекте пространства, который создавали руки натурщицы, вытянутые в сторону и по направлению к зрителю .