О жизни этого мастера поздней готики известно из нескольких источников. Конрад фон Зост — первый вестфальский художник, о биографии которого можно иметь представление по его собственным произведениям и сохранившимся документам
. Он оставил своё имя на Вильдунгенском алтаре
и
Дортмундском алтаре Марии
. Сохранился брачный контракт, заключённый между Конрадом фон Зостом и Гертрудой фон Мюнстер в 1394 году. Имя художника значится в списках дортмундских братств: Святой Марии (1396,
Conrad meler et uxor
, «проживающий на Остенхеллвег» Ostenhellweg) и Святого Николая (1396,
Mester Conrad, meler
)
.
В дортмундских документах упоминаются «Вернер художник» (
Wernerus pictor
, получивший гражданство в 1331 году), «Вернер художник де Зозато» (
Wernerus pictor de Sosato
, получивший гражданство в 1348 году), и, кроме того,
Hinricus de Sosato
, по профессии позолотчик (
deaurator
, получивший гражданство в 1306 году). Возможно, Конрад был внуком или сыном Вернера, названного
Wernerus pictor de Sosato
, имя которого появилось в городских бумагах в 1348 году. А
de Sosato
трансформировалось у Конрада в прозвище
Soest
. Или же Конрад каким-то образом был связан с городом
Зостом
, где в
находится одно из ранних произведений художника — «Святой Николай со святыми и основателями»
.
В 1925 году директор Дортмундского городского архива
изучила упоминания Конрада фон Зоста в дортмундских документах
. Так как имя Конрада отсутствовало в дортмундских списках новых горожан, она считала, что Конрад был гражданином города
и, исходя из этого, делала вывод, что он был сыном дортмундского гражданина, значившегося в документах как
Wernerus pictor de Susato
. Эта версия сегодня подвергается сомнению, так как списки горожан не были полны
. Одновременно Луиза фон Винтерфельд отмечала, что Конрад фон Зост при составлении брачного контракта не обязан был заявлять о своём гражданстве. 11 февраля 1394 года датируется
, брачный контракт, заключённый при свидетелях, между Конрадом фон Зостом и Гертрудой, дочерью
Ламбертеса фон Мюнстера
. В этот день, следующий за днём
святой Схоластики
, новобрачные оговорили свои имущественные права и обязанности.
Исследователи отмечают не только солидные денежные средства, которыми располагали супруги, но и высокое общественное положение свидетелей договора, как со стороны жениха, так и со стороны невесты, что, в свою очередь указывает на высокое положение вступивших в брак
. Моника Фезе интерпретирует бракосочетание как знаменательную связь дортмундского патриция Конрада с Гертрудой ван Мюнстер, представительницей мюнстерского духовного дворянства.
В списках братства Марии за 1396 год значится, что дом Конрада фон Зоста находился на
, в центре Дортмунда. В список включены имена ещё двух художников с Остенхеллвег: Ламберта и Германа, возможно, работавших в одной мастерской с фон Зостом
. В списках братства святого Николая значится «Мастер Конрад, художник» (
Mester Conrad, meler
), проживавший на Виссштрассе. Несмотря на то, что с большой вероятностью это может быть один и тот же человек, абсолютной уверенности всё же нет. Моника Фезе отмечает, что членами дортмундских братств могли стать представители разных слоёв населения, в отличие, например, от
Кёльна
, где братства были организованы по сословному признаку
.
Творчество
Его основные работы стилистически близки к традициям франко-фламандской книжной
миниатюры
и выдают влияние
бургундского
придворного искусства. В творчестве фон Зоста прослеживаются художественные приёмы и немецких мастеров, работавших до начала XV века, в том числе
кёльнских
, например
Мастера
. В настоящее время известны следующие произведения Конрада фон Зоста:
Алтарь святого Николая из Часовни святого Николая в Зосте (приписывается), Национальный музей искусства и истории культуры
Мюнстера
;
Переносной алтарь дортмундского семейства
(
) с изображением святого Райнхольда (покровителя Дортмунда) и других святых, 1404 г.,
Старая пинакотека
, Мюнхен;
Алтарь Марии
из дортмундской
Церкви Святой Марии
, 1420 г. Позднее произведение художника, в котором наиболее ярко проявилось влияние западного (бургундского) изобразительного искусства.
Бригитта Корли относит дату рождения Конрада на 1360 год; см.:
Conrad von Soest und seine Werkstatt
// Conrad von Soest : neue Forschungen über den Maler und die Kulturgeschichte der Zeit um 1400 / Brigitte Buberl (Hrsg.). — S. 61.
Beckermann, Wolfgang.
Rezension zu Conrad von Soest // Concilium medii aevi. —
№ 8/2005
. — S. 185—187.
В настоящее время надпись, о которой сообщил в конце XVIII века историк Людвиг Варнхаген (
нем.
Johann Adolph Theodor Ludwig Varnhagen
)
Conradum pictorem de Susato
прочитать невозможно; см.:
Brigitte Corley.
Conrad von Soest. — Berlin. — S. 199.
Атрибуцию остальных произведений см.:
Brigitte Corley.
Einige Bemerkungen zu Conrad von Soest und seiner Werkstatt
//
/ Brigitte Buberl (Hrsg.). — 1996.
Факсимиле документов см. в:
Dortmund und Conrad von Soest im spätmittelalterlichen Europa / Thomas Schilp und Barbara Welzel (Hrsg.). — S. 229, Tafeln 29, 30.
Alfred Stange.
Conrad von Soest. — Freiburg im Breisgau: Rombach & Co GmbH. — S. 3.
Luise von Winterfeld.
Meister Konrad von Soest, ein geborner Dortmunder Bürger und andere Dortmunder Maler. — S. 141—145.
Luise von Winterfeld.
Meister Konrad von Soest, ein geborner Dortmunder Bürger und andere Dortmunder Maler. — S. 142.
Monika Fehse.
Der Städter Conrad von Soest — eine sozialgeschichtliche Einordnung
// Dortmund und Conrad von Soest im spätmittelalterlichen Europa / Thomas Schilp und Barbara Welzel (Hrsg.). — S. 259, 269 (Fußnoten 3-5).
Полный текст договора, транскрипция и перевод см.:
Anhang
// Der Berswordt-Meister und die Dortmunder Malerei um 1400 / Andrea Zupancic, Thomas Schilp (Hg.). — S. 312—314.
Monika Fehse.
Der Städter Conrad von Soest — eine sozialgeschichtliche Einordnung
// Dortmund und Conrad von Soest im spätmittelalterlichen Europa / Thomas Schilp und Barbara Welzel (Hrsg.). — S. 262.
Andrea Zupancic.
Eine Dortmunder Malerschule?
// Der Berswordt-Meister und die Dortmunder Malerei um 1400 / Andrea Zupancic, Thomas Schilp (Hg.). — S. 265.
Monika Fehse.
Der Städter Conrad von Soest — eine sozialgeschichtliche Einordnung
// Dortmund und Conrad von Soest im spätmittelalterlichen Europa / Thomas Schilp und Barbara Welzel (Hrsg.). — S. 266.
Götz J. Pfeiffer.
«"… noch vorzüglicher wie die zwei weiblichen Heiligen …"». Werke vom Meister des Berswordt-Retabels mit dem Wildunger Retabel im Vergleich
// Geschichtsblätter für Waldeck, 96. — 2008. — S. 10-31.
;
Götz J. Pfeiffer.
Die Malerei am Niederrhein und in Westfalen um 1400. Der Meister des Berswordt-Retabels und der Stilwandel der Zeit
// Studien zur internationalen Architektur- und Kunstgeschichte, 73. — Petersberg: Imhof-Verlag, 2009. — S. 10-31. —
ISBN 3-86568-194-8
.
(нем.)
. Die Bad Wildunger Stadtkirche. Дата обращения: 19 августа 2014.
10 февраля 2012 года.
Литература
Alfred Stange. Conrad von Soest. Rombach & Co GmbH, Freiburg i. Br.
Götz J. Pfeiffer: «… noch vorzüglicher wie die zwei weiblichen Heiligen …». Werke vom Meister des Berswordt-Retabels mit dem Wildunger Retabel im Vergleich, in: Geschichtsblätter für Waldeck 96, 2008, S. 10-31.
Götz J. Pfeiffer: Die Malerei am Niederrhein und in Westfalen um 1400. Der Meister des Berswordt-Retabels und der Stilwandel der Zeit (= Studien zur internationalen Architektur- und Kunstgeschichte, 73), Petersberg (Imhof-Verlag), 2009,
ISBN 3-86568-194-8
.