Interested Article - Хох, Питер де

Питер де Хох , или Питер де Хоох , также: Питер де Хоог , Питер Хендрикс де Хох ( нидерл. Pieter de Hooch, Pieter de Hoogh, Pieter Hendricksz de Hooch ; 20 декабря 1629, Роттердам — 24 марта 1684, Амстердам ) — голландский живописец , один из наиболее известных малых голландцев . Работал в Делфте и Амстердаме . Подобно своему современнику Яну Вермееру Делфтскому , специализировался на картинах бытового жанра , «писал интерьеры и дворики голландских домов с золотистым солнечным светом, тонким ощущением глубины изобразительного пространства, гармонии, мира и покоя» .

Биография

О жизни этого мастера известно очень мало. Питер де Хох был крещён в реформатской церкви в Роттердаме 20 ноября 1629 года. Его отец был простым каменщиком , мать, акушерка , была родом из Делфта. Питер, возможно, учился живописи с 1645 по 1647 год у пейзажиста Николаса Берхема в Харлеме вместе с Якобом Охтервелтом , по крайней мере, так сообщает Арнольд Хоубракен в «Великом театре нидерландских художников и художниц» (De Groote Schouburgh der Nederlantsche Konstschilders en Schilderessen; 1718—1721) .

В 1650 году де Хох нанялся помощником к богатому торговцу льняными тканями Юстусу де ла Гранжу (Justus de la Grange, Justinius de la Oranje), поскольку картины не приносили ему достаточно средств для жизни. Вместе с де ла Гранжем Питер ездил в Лейден , Гаагу и Делфт , где окончательно поселился в 1652 году. В описи имущества де ла Гранжа упоминается одиннадцать картин де Хоха .

3 мая 1654 года Питер де Хох женился на Яннетье ван дер Бюрх (Jannetje van der Burch), дочери гончарного мастера из Делфта и сестре художника Хендрика ван дер Бюрха, которого он знал некоторое время. У супругов было семеро детей, двое из которых родились в Делфте. 20 сентября 1655 года Питер де Хох был зарегистрирован в Гильдии Святого Луки в Делфте, где, возможно, встретил Яна Вермеера. Вермеер и де Хох повлияли на живопись друг друга.

Около 1660 года Питер де Хох переехал в Амстердам . Со временем у него появились состоятельные заказчики, дела шли неплохо и в мае 1668 года художник с семьёй переехал на престижную улицу Конийненстраат в Йордаане. В 1667 году умерла его жена, это серьёзно повлияло на душевное состояние и творчество художника. Война с Францией 1672 года резко ухудшила экономическое состояние страны, картины продавались плохо. В 1674 году де Хох перестал платить налоги, что, как можно предположить, свидетельствует о его тяжёлом материальном положении. Он писал много картин, по-видимому, пытаясь выйти из состояния нищеты, однако качество его поздних произведений уступает картинам 1660-х годов. Поздние работы амстердамского периода темнее делфтских по колориту и менее тщательно выписаны. «В позднем творчестве де Хоха нарастает стремление к внешней эффектности образов».

Долгое время считалось, что де Хох умер в 1684 году в психиатрической лечебнице . Однако в 2008 году выяснилось, что на самом деле речь шла о его сыне, которого тоже звали Питер. Точная дата смерти художника неизвестна .

Творчество

В молодости Питер де Хох, подобно другим художникам середины века, работал над грубоватыми сценками бытового жанра с изображением солдат в тавернах и на конюшнях. В то время он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Николаса Маса .

Около 1658 года стиль живописи де Хоха изменился, и начался наиболее значительный период его творчества. Около 1658 года Питер де Хох изменил свой стиль. Он стал писать светлее, его образы стали более пространственными, а за счет использования линейной и воздушной перспективы . Более того, он начал датировать свои произведения. С этого момента Питер де Хох писал свои лучшие произведения: изображения узких двориков, улочек, светлых комнат, женщин, занятых домашним хозяйством. Но этот период длился относительно недолго, примерно до 1662 года. Характерная деталь его картин, как и у Вермеера, — шахматные клетки пола. Причём глубина изображаемых, сравнительно небольших, интерьеров почти всегда усиливается видом на улицу, во двор или в другую комнату дома с эффектами света и теней .

Изображая женщин за работой, Питер де Хох идеализировал домашнюю жизнь голландцев: нехитрые добродетели, аккуратность ведения домашнего хозяйства и добросовестное воспитание детей. Е. И. Ротенберг писал: «Среди голландских жанристов Хоох с наибольшим основанием может быть назван подлинным поэтом интерьера. В отличие от многих его собратьев по жанру сила Хооха — не в мастерски выписанных деталях, а в ощущении целостности, неразрывного единства человека и его окружения… Его наполненные золотистым солнечным светом интерьеры и крошечные дворики, в которых открытые окна и двери образуют глубинные просветы в другие помещения, представляют собой подобие своеобразного замкнутого мира, где время словно замедлило свой бег и всё проникнуто чувством размеренного покоя» .

По тонкости письма и точности композиционного расчёта произведения де Хоха имеют много общего с работами Вермеера, поэтому картины Питера де Хоха и Яна Вермеера часто упоминают в одном ряду. Неясно, кто более влиял на другого, возможно, они оба повлияли друг на друга.

В санкт-петербургском Эрмитаже имеется три картины Питера де Хоха .

Галерея

Примечания

  1. Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
  2. Pieter de Hooch — RKD Nederlands Instituut voor Kunstgeschiedenis от 3 марта 2016 на Wayback Machine
  3. Власов В. Г. Хоох, Хох Питер де // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. — Т. 3. — Словарь имён, 1997. — С. 478. — ISBN-5-88737-010-6
  4. Pieter de Hooge Biography in De groote schouburgh der Nederlantsche konstschilders en schilderessen (1718) by Arnold Houbraken от 30 октября 2023 на Wayback Machine
  5. Pieter de Hooch, Rijksmuseum от 30 октября 2023 на Wayback Machine
  6. Volgens F. Grijzenhout. New information on Pieter de Hooch and the Amsterdam lunatic asylum // Burlington Magazine CL. — 2008. — Сентябрь.
  7. Ротенберг Е. И. Искусство Голландии XVII века. — М.: Искусство, 1971. — С. 176—179
  8. Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. — Каталог 2. — Л.: Искусство, 1981. — С. 185

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Хох, Питер де