Interested Article - Флейтист (картина Мане)

«Флейтист» — картина Эдуара Мане , написанная в 1866 году.

Во время путешествия по Испании в 1865 году, Мане посетил Прадо , познакомившись с работами Диего Веласкеса , произведшими на него большое впечатление. В письме Анри Фантен-Латуру Мане писал о портрете Пабло де Вальядолида : «Пожалуй, самая удивительная из всех картин — это портрет известного актёра времён Филиппа IV. Фон в ней исчезает, и остаётся лишь воздух вокруг человека». Вернувшись во Францию, художник приступил к работе над картиной, изображающей полкового флейтиста в униформе испанской армии на нейтральном фоне.

Подражая Веласкесу, Мане придал фону небольшую глубину с еле различимым переходом вертикальной плоскости в горизонтальную . Согласно искусствоведу Петеру Хайнцу Файсту этим он продемонстрировал красоту «декоративного эффекта крупной одиночной фигуры с подчёркнутым контуром на фоновой поверхности» . Персонаж, выполненный в технике импасто с ограниченной палитрой и резко контрастирующий с монохромным фоном картины, выглядит реалистичным, выразительным и полным жизненной силы . Влияние Веласкеса также проявилось в выборе персонажа — им стал юный музыкант оркестра Императорской гвардии «с повадками испанского гранда» , которого прислал майор Ипполит Лежон, знакомый Мане . Леон Леенхофф и Викторина Мёран , сходство с которыми заметно в лице и фигуре мальчика, также могли служить натурщиками при создании картины .

Портрет Пабло де Вальядолида кисти Веласкеса, побудивший Мане к созданию «Флейтиста»

Картина, названная «Флейтист», была отклонена жюри Салона 1866 года. Возмущённый решением судей Эмиль Золя , один из первых почитателей таланта Мане, опубликовал в газете «Эвенман» ряд хвалебных статей о реалистичности и актуальности его живописи, где в частности писал, что из всех картин художника предпочитает именно эту :

На сером светящемся фоне выступает фигура юного музыканта в будничной форме — красные брюки и пилотка; он играет, стоя лицом к зрителю. Выше я сказал, что таланту г-на Мане присущи простота и точность, и сказал я это именно по впечатлению, которое осталось у меня от этого полотна. Не думаю, чтобы кому-нибудь удалось достигнуть большего эффекта при помощи столь несложных средств.

По примеру Гюстава Курбе художник на собственные средства устроил показ своих работ рядом со Всемирной выставкой 1867 года , включая «Флейтиста», высмеянного массовой прессой за необычное художественное оформление с отсутствующим фоном.

В 1872 году «Флейтиста» приобрёл Поль Дюран-Рюэль . С 1873 по 1893 год картина принадлежала композитору Жан-Батисту Фору , приятелю Мане, после чего вновь оказалась в собственности Дюран-Рюэля. Последним частным владельцем «Флейтиста» был граф Исаак де Камондо , после смерти которого в 1911 году она согласно завещанию перешла в собственность французского правительства. С 1914 по 1947 год картина экспонировалась в Лувре , после чего была перемещена в галерею Жё-де-Пом вместе с другими произведениями импрессионистов и постимпрессионистов. В 1983 году картина была включена в состав крупной ретроспективы работ Мане, проводившейся в Большом дворце к 100-летию со дня смерти живописца. С 1986 года и по сей день хранится в 14 зале музея Орсе .

Примечания

  1. (исп.) . Musée d'Orsay. Дата обращения: 18 октября 2016. 24 октября 2014 года.
  2. Feist, Peter H. En camino hacia la propia posición // El impresionismo (исп.) . — Walther, Ingo H.. — Colonia: Taschen , 2006. — С. 76. — ISBN 978-3-8228-5052-7 .
  3. VV.AA. Historia del arte: El realismo. El impresionismo (исп.) . — Salvat / El País, 2005. — С. 135—136. — ISBN 84-471-0336-6 .
  4. VV.AA. Historia del arte: El realismo. El impresionismo (исп.) . — Salvat / El País, 2005. — С. 126. — ISBN 84-471-0336-6 .
  5. Armstrong, Carol. Manet’s Le Déjeuner sur l’hérbe . Cambridge University press, 1998, pp. 98-100. ISBN 0-521-47466-3
  6. Золя, Эмиль. Господин Мане // Собрание сочинений в 26 томах. — М. : Художественная литература, 1966. — Т. 24. — С. 173—181.
Источник —

Same as Флейтист (картина Мане)