Interested Article - Жёлтый Христос

«Жёлтый Христос» ( фр. Le Christ jaune ) — полотно Поля Гогена . Художник создал картину в бретонском Понт-Авене осенью 1889 года. Наряду с Гогена считается одним из ключевых произведений в символизме .

Картина выполнена в технике клуазонизм — особой манере письма, ставшей основой живописного «синтетического» символизма . Суть данной техники в том, что все полотно разделяется на несколько плоскостей разного цвета в соответствии с изображаемыми фигурами или предметами. Каждая из этих плоскостей очерчивается причудливо изгибающейся широкой контурной линией, как в эмалях или в витражах . Главная роль в клуазонизме отводится чистым контрастным цветам, которые придают живописной плоскости особый декоративный эффект, поднимая линию горизонта и разрушая привычную перспективу натурного пространства. Фигуры уплощаются и становятся похожими на тени. Клуазонизм близок синтетизму , воспроизводящему тот или иной мотив по памяти или из глубин воображения, а потому не требующему детальной его прорисовки.

История создания

Поль Гоген впервые посетил Понт-Авен в 1886 году. Бретонский этап творчества Гогена, перемежающийся поездками к Ван Гогу в Арль , характеризуется несколькими работами на религиозные темы, среди которых и данное полотно. Октав Мирбо назвал эту картину «тревожной и острой смесью варварской пышности, католической литургии, индийской медитации, готического вымысла и тонкого символизма» .

Страдающий Иисус изображён в окружении трёх бретонских крестьянок, одетых в традиционные национальные одежды конца XIX века, на фоне типичного французского сельского пейзажа. Умиротворение, разлитое в воздухе, спокойные, покорные позы женщин, насыщенный «солнечным» жёлтым цветом ландшафт с деревьями в красной осенней листве, крестьянин, занятый вдали своими делами, не могут не входить в конфликт с тем, что происходит на кресте. Они резко контрастируют с Иисусом Христом , на лице которого отображается та стадия страдания, которая граничит с апатией, безразличием ко всему окружающему.

Противоречие безграничных мук, принимаемых Христом, и «незамечаемость» этой жертвы людьми, не считая горстки последователей; стремление художника понять и изобразить, а значит, попытаться ответить как живописец на главные религиозно-философские вопросы — всё это сближает Гогена с другими великими мастерами, обращавшимися к «вечной» тематике в своих работах.

Карандашный этюд к картине « Желтый Христос» хранится в музее Тиссена-Борнемисы , а акварельная версия входит в коллекцию Чикагского института искусств .

Примечания

  1. . Дата обращения: 21 января 2011. Архивировано из 5 декабря 2016 года.
  2. . Дата обращения: 12 апреля 2019. 1 ноября 2020 года.

Литература

Источник —

Same as Жёлтый Христос