Цветы на чердаке
- 1 year ago
- 0
- 0
«Цветы Франции» ( таит. Te Tiare Farani , фр. Le bouquet de fleurs ) — картина французского художника Поля Гогена из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина , одна из первых в его Таитянском цикле.
На переднем плане картины изображён стол, на котором стоит голубая ваза с пышным букетом цветов; на столе лежит географическая карта, на которой угадываются очертания Южной Америки . Слева у стола сидит молодой мужчина-таитянин в белой рубашке и голубых штанах, на его голове соломенная шляпа. За ним в окно в сторону мужчины смотрит девушка в тёмном платье. Справа фоном служит жёлтая стена. Слева внизу подпись художника и дата: P Gauguin 92 . На столешнице правее центра название картины на таитянском языке : TE TIARE FARANI .
Картина написана в 1891 году сразу после приезда Гогена на Таити , автор-составитель каталога-резоне творчества Гогена считает её одной из первых, выполненных на Таити; это вторая картина Гогена, после « Женщины с цветком », которой художник дал название на таитянском языке .
В 1893 году картина была отправлена в Париж и была впервые показана публике в галерее П. Дюран-Рюэля , тогда же она получила название «Букет». 18 февраля 1895 года картина была выставлена на распродаже картин и рисунков Гогена в парижском аукционном доме «Отель Друо» , деньги с которой шли на финансирование новой поездки Гогена на Таити ; на этой распродаже она не нашла своего покупателя и формально была выкуплена Гогеном за 340 франков . Затем она оказалась в галерее А. Воллара , который её выставил на Осеннем салоне 1906 года. В 1908 году картину за 8000 франков приобрёл московский промышленник и коллекционер И. А. Морозов . Воллар, при покупке картины Морозовым, утверждал что картину сначала предполагал купить для Берлинской национальной галереи и сделка не состоялась лишь из-за отставки самого Чуди .
После Октябрьской революции собрание Морозова было национализировано, и с 1923 года картина находилась в Государственном музее нового западного искусства . В 1948 году, после упразднения ГМНЗИ, картина была передана в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (в каталоге Вильденштейна ошибочно указывается, что картина находится в Эрмитаже ). Картина выставляется в бывшем флигеле усадьбы Голицыных на Волхонке , в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков , зал 17 (зал Гогена) .
По утверждению М. А. Бессоновой и Е. Б. Георгиевской «Цветы Франции» имеют прямую связь с картиной Э. Мане «Завтрак в мастерской» ( Новая пинакотека , Мюнхен ) — особенно заметно влияние Мане в фигуре юноши в соломенной шляпе. Также они обращают внимание что в букете «чувствуются уроки Сезанна » . Они же отмечают, что в записных книжках Гогена встречается очень близкий набросок молодого таитянина в шляпе, а точно такое же лицо есть на другом его наброске .
Старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков Пушкинского музея А. В. Петухов, анализируя картину, писал:
Картина <…> выступает своего рода прощанием художника с Францией и закрепляет его переход в иной творческий статус. <…> Мотив цветов важен для мастера: яркие соцветия служат и красочным пятном, соперничающим с колористической насыщенностью таитянской природы, и символом покинутой страны .