Interested Article - Таитянские пасторали

«Таитянские пасторали» ( фр. Pastorales Tahitiennes ) — картина французского художника Поля Гогена из собрания Государственного Эрмитажа .

На переднем плане картины изображён небольшой холм с цветущей магнолией . Слева перед деревом стоит большой расписной кувшин и лежит рыжая собака, возле собаки — небольшой сосуд для жертвоприношений, сделанный из тыквы. За деревом слева стоит девушка-таитянка с большим тазом в руках, справа на склоне холма спиной к зрителю сидит другая девушка и играет на свирели. Фоном служит красная равнина с двумя небольшими холмиками и далее вздымается склон большого холма с уходящей вверх дорогой. Справа внизу находится авторское название на французском языке , а также подпись художника и дата (в три строки): Pastorales Tahitiennes / 1893 / Paul Gauguin .

Несмотря на то что картина самим художником датируется 1893 годом, фактически она написана в конце предыдущего, 1892 года. Существует письмо Гогена своему другу , датируемое концом декабря 1892 года, где говорится:

Только что закончил три полотна — два по 30, одно в 50. Мне кажется, что они самые лучшие, и так как через несколько дней будет 1-е января, то я датировал одно из них, самое лучшее, 1893 годом. В виде исключения я дал ему французское название «Таитянские пасторали», так как не нашел соответствующего слова на языке канаков . Не знаю почему (всё покрыто чистым зелёным веронезе и такой же киноварью ), мне кажется, что это старинная голландская картина или старинный гобелен… .

В 1893 году картина была отправлена в Европу и находилась в галерее Поля Дюран-Рюэля . 18 февраля 1895 года картина была выставлена на распродаже картин и рисунков Гогена в парижском аукционном доме «Отель Друо» , деньги с которой шли на финансирование новой поездки Гогена на Таити ; на этой распродаже она была приобретена за 480 франков неизвестным покупателем. Затем она выставлялась в галерее фирмы «Бернхайм-Жён», где за 7000 франков её купил князь де Ваграм и от него картина попала в галерею Амбруаза Воллара . 14 сентября 1908 года её за 10000 франков приобрёл московский промышленник и коллекционер И. А. Морозов . После Октябрьской революции собрание Морозова было национализировано, и с 1923 года картина находилась в Государственном музее нового западного искусства . В 1948 году, после упразднения ГМНЗИ, картина была передана в Государственный Эрмитаж . С конца 2014 года выставляется на четвёртом этаже здания Главного штаба , зал 412 .

По мнению А. Г. Барской, мотивы, подобные эрмитажной картине, Гоген использовал годом ранее в работах «Matamua (В прежние времена)» ( Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид) и «Arearea (Всякая всячина)» ( Орсе ) , причём картину из Орсе она прямо называет предшествующим вариантом картины из Эрмитажа . Автор-составитель каталога-резоне картин Гогена также отмечает сюжетное сходство и аналогичный пейзаж в картине из Мадрида . А. Г. Костеневич, основываясь на том, что одна из девушек с эрмитажной картины держит таз с выстиранным бельём, считает, что красная почва на фоне является стилизованной рекой и девушка поднимается оттуда , однако на мадридской картине чётко видно, что это именно почва — по ней идёт один из персонажей. Аналогичный цветок лилий также встречается в работах Гогена, например в картине « Чудесный источник » из Эрмитажа .

А. Г. Костеневич упоминает о существовании акварельного наброска к эмитажной картине, который находится в в Стокгольме . Этот набросок не подвергся ещё сильной стилизации и на нём изображены три девушки .

Характеризуя картину, А. Г. Костеневич писал:

Не случайно в «Таитянских пасторалях», композиции, посвящённой музыке, цвет звучит особенно открыто и автономно, более всего — в пейзаже , сконструированном наподобие средневековых перегородчатых эмалей , из отдельных цветовых плоскостей. Пейзаж не только занимает большое место в картине, но, насыщенный более яркими тонами, чем фигуры, становится живописным олицетворением маорийской музыки. <…> Завораживающему покою таитянского рая, убаюканного звуком свирели, отвечают преобладание мякго прогибающихся горизонталей и общая торжественная тональность. Вводя чистые краски, художник интуитивно избегал резких цветовых сопоставлений и не допускал соприкосновения голубого и красного, жёлтого и тёмно-вишнёвого .

Примечания

  1. , с. 66.
  2. , p. 190.
  3. , с. 142.
  4. , с. 151.
  5. Дата обращения: 21 декабря 2019. 15 июня 2020 года.
  6. . Дата обращения: 21 декабря 2019. 21 декабря 2019 года.
  7. . Дата обращения: 18 декабря 2021. 18 декабря 2021 года.
  8. , с. 152.
  9. , p. 189—190.
  10. . Дата обращения: 21 декабря 2019. 15 июня 2020 года.
  11. , с. 32.
  12. , с. 254—255.

Литература

  • Барская А. Г. , Костеневич А. Г. Французская живопись. Вторая половина XIX — XX век. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л. : Искусство, 1991. — 473 с.
  • Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры: каталог выставки / Государственный Эрмитаж; Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. — СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2019. — 368 с. — ISBN 978-5-93572-861-8 .
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. I. — 532 с. — ISBN 978-5-93572-295-1 . — ISBN 978-5-93572-308-8 .
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5 . — ISBN 978-5-93572-308-8 .
  • Поль Гоген . Письма. Ноа Ноа / Пер. с франц. Н. Я. Рыковой; сост., вступ. статья, примеч и общ. Ред. А. С. Кантор-Гуковской. — Л. : Искусство, 1972. — 256 с.
  • Wildenstein G. Gauguin. I. Catalogue. — Paris, 1964. — 283 p.
Источник —

Same as Таитянские пасторали