Interested Article - Сцена из жизни таитян
- 2020-02-16
- 1
«Сцена из жизни таитян» ( фр. Scène de la vie tahitienne ) — картина французского художника- постимпрессиониста Поля Гогена из собрания Государственного Эрмитажа .
На картине изображены таитянские мужчины и женщины, которых можно разделить на четыре условные группы, расположенные на синем сумеречном фоне. Первую группу составляют мужчина в набедренной повязке и белой шапке, у его ног бежит собака; мужчина на плечах несет палку (копьё?). Вторую группу составляют три женские фигуры. Одна из женщин указывает рукой в сторону мужчины с собакой, вторая наклонившись к ней как бы внимательно прислушивается и третья женщина в отдалении смотрит в сторону мужчины. Третья группа из двух женщин просто стоит и с безучастным видом наблюдает за происходящим. Справа вверху в отдалении расположилась четвёртая группа персонажей картины: под деревом без движения находится мужчина-всадник, у ног лошади — две женщины, одна из которых лежит, а другая сидит; все они наблюдают за мужчиной с собакой и второй группой. Справа внизу остатки подписи художника: P Gauguin (ранее рядом с подписью была указана и дата — 96 ).
Как следует из первоначальной подписи художника картина была написана в 1896 году. По прибытии в Париж картина выставлялась в галерее Амбруаза Воллара . В ноябре 1908 года её купил московский промышленник и коллекционер С. И. Щукин . По мнению Н. Ю. Семёновой своё современное название картина получила находясь у Щукина , но П. П. Перцов , ещё в 1921 году первым составивший каталог щукинской коллекции, утверждает что картина значилась под коротким названием «Таитяне» .
После Октябрьской революции собрание Щукина было национализировано, и с 1923 года картина находилась в Государственном музее нового западного искусства . В 1930 году картина по обмену с ГМНЗИ была передана в Государственный Эрмитаж . С конца 2014 года выставляется на четвёртом этаже здания Главного штаба , зал 413 .
Из-за того что Гоген при написании картины использовал некачественные краски, картина сильно осыпалась и истёрлась. Особенно сильно пострадал правый нижний угол с подписью художника: в 1918 году при регистрации картины в Первом Государственном музее нового западного искусства было отмечено что кроме подписи художника рядом была нанесена ещё и дата — 96. В настоящее время дата не читается . Высказывалось предположение что картина сильно пострадала ещё до приобретения её С. И. Щукиным, и что она была подмочена во время морской перевозки с Таити в Париж. По крайней мере её репродукция в таком уже повреждённом виде была воспроизведена в журнале « Аполлон » в 1910 году .
Сюжет картины остался нерасшифрованным. Н. Ю. Семёнова увидела в картине аналогии и прямую связь с фризом Парфенона : «Сходство с рельефами, изображающими праздничную процессию, которые украшали в своё время афинский Акрополь , только подтверждает религиозный характер композиции» . А. Г. Костеневич также считает что картина иллюстрирует некий религиозный мотив и что все персонажи, несмотря на свою разрозненность, «следят за приготовлениями к какому-то ритуальному действию» , а написана она была под влиянием древнеегипетского и античного искусства (обозначено «движение персонажей вдоль плоскости холста» и проч.) . Он же ссылается на Б. Дориваля, который, анализируя картину «Зов» из Кливлендского художественного музея (холст, масло; 130 × 90 см; 1902 год; инвентарный № 1943.392) , утверждал что фигура женщины с поднятой рукой является прямым аналогом (только изображённым в зеркальном виде) фигуры с парфенонского рельефа «Эрот и старейшины». По мнению Костеневича подобная фигура с эрмитажной картины воспроизведена Гогеном гораздо ближе к первоисточнику. В целом Костеневич говорит, что Гоген к обычаям и укладу жизни полинезийцев относился как к своеобразной античности. Так он отмечает, что Гоген, уезжая на Таити, взял с собой фотолитографию Колонны Траяна , и образ мужчины с копьём на плечах иконографически совпадает с образом воина с одного из рельефов этой колонны . Также имеется значительное совпадение фигуры охотника с собакой с аналогичными фигурами с картины Клода Лоррена « Пейзаж со сценой отдыха на пути в Египет », также находящейся в собрании Эрмитажа (холст, масло; 114 × 157,2 см; инвентарный № ГЭ-1235) — в творчестве Гогена многочисленны заимствования и цитирование отдельных элементов из работ его предшественников, возможно он видел репродукцию картины Лоррена ещё до отъезда на Таити .
В пользу духовно-религиозной направленности сюжета также играет и сумеречная цветовая гамма картины:
Вероятно, именно стремление создавать живопись, исполненную глубоких душевных переживаний и неотделимую от тайны духовности, побуждало Гогена снова и снова обращаться к вечерним состояниям натуры, что отвечало также и его колористическим влечениям. Приближаясь к закату солнца, природа, теряя в яркости, обретает новые, очень выразительные оттенки. <…> На Таити эти минуты необыкновенны .
Кроме упомянутой выше картины из Кливлендского художественного музея, Гоген впоследствии использовал персонажей эрмитажной картины и в других своих работах. Образ охотника был задействован художником в одной из своих ксилографий (16,2 × 28,7 см; около 1898—1899 года; Метрополитен-музей , инвентарный № 30.66) , а образ охотника и всадника воспроизведён в монотипии из собрания Штеделевского художественного института (32,2 × 41,8 см; около 1902 года; инвентарный № 67035D) . Существуют ещё и другие монотипии с охотником, находящиеся в частных коллекциях.
-
«Зов». 1902 год. Художественный музей Кливленда
-
Ксилография с охотником из Метрополитен-музея . Около 1898—1899 года
-
Монотипия с охотником и всадником из Штеделевского института . Около 1902 года
-
Монотипия с охотником из частного собрания. Около 1900 года.
Примечания
- ↑ , с. 248.
- , с. 108.
- ↑ , с. 162.
- Дата обращения: 13 сентября 2020. 15 февраля 2022 года.
- ↑ , с. 161.
- от 13 марта 2022 на Wayback Machine .
- , с. 262.
- Дата обращения: 13 сентября 2020. 21 октября 2020 года.
- , с. 34.
- Дата обращения: 6 марта 2021. 8 января 2021 года.
- , с. 265, 268.
- Дата обращения: 13 сентября 2020. 16 января 2021 года.
- Дата обращения: 13 сентября 2020. 17 января 2021 года.
Литература
- Барская А. Г. , Костеневич А. Г. Французская живопись. Вторая половина XIX — XX век. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л. : Искусство, 1991. — 473 с.
- Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. I. — 532 с. — ISBN 978-5-93572-295-1 . — ISBN 978-5-93572-308-8 .
- Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5 . — ISBN 978-5-93572-308-8 .
- Перцов П. Щукинское собрание французской живописи. Музей новой западной живописи. — М. : Издание М. и С. Сабашниковых, 1921. — 120 с.
- Семёнова Н. Ю. Щукин. Биография коллекции. — М. : Слово, 2019. — 528 с. — ISBN 978-5-387-01554-0 .
- 2020-02-16
- 1