Interested Article - Пирога (картина Гогена)

«Пирога» ( «Семья таитян» , таит. Te vaa , фр. La Pirogue ) — картина французского художника Поля Гогена из собрания Государственного Эрмитажа .

На переднем плане возле пальмового ствола изображён обнажённый мужчина, пьющий из половинки кокосового ореха. За ним на земле лежит лодка- пирога , возле которой возится маленький ребёнок. За лодкой на земле лежит женщина в белой блузке и красной юбке. Вдали видно море и на горизонте большая гора, правее которой диск заходящего солнца. Слева внизу название картины на таитянском языке , подпись художника и дата (в две строки): TE VAA / P. Gauguin 96.

Картина написана в 1896 году во время второго путешествия художника на Таити . В ней чувствуется несомненное влияние работы П. С. Пюви де Шаванна «Бедный рыбак» ( Орсе , эскиз в Пушкинском музее ), выставленной в 1881 году в Парижском салоне , где её видел Гоген. По замыслу самого Гогена «Пирога» должна была стать её таитянской версией . В отличие от исходной работы, где всё внимание сосредоточено на центральной фигуре рыбака, на картине Гогена в первую очередь сделан акцент на пироге, образующей доминантную диагональ. А. Г. Костеневич отмечает, что поза рыбака заимствована из древнеегипетской живописи и близка к изображениями пирующих на фресках в фиванских гробницах

Одновременно Гоген написал другую версию под названием «Бедный рыбак» (в названии явная перекличка с картиной Пюви де Шаванна), которая находится в собрании Художественного музея Сан-Паулу — здесь рыбак изображён возле пироги в одиночестве, показан другой пейзаж, сама картина имеет меньший формат (75 × 65 см) и ориентирована вертикально , в отличие от горизонтального формата эрмитажной картины. А. Г. Костеневич считает, что раньше был исполнен вариант из Сан-Паулу , хотя составитель каталога-резоне творчества Гогена fr бразильскую версию поместил сразу после эрмитажной .

В том же 1896 году Гоген написал картину «Пейзаж для Te Vaa», считающуюся эскизом к изображению горы с эрмитажной картины . Этот пейзаж находится в собрании fr в Гавре .

В коллекции департамента графики Лувра хранится рукопись книги Поля Гогена «Ноа Ноа». На листе 73 этой рукописи имеется раскрашенная гравюра по дереву с изображением мужчины с пирогой ; а на обороте листа 23 находится акварельный рисунок женских типов Таити, одна из женских фигур почти полностью соответствует женщине с эрмитажной картины .

После написания картина была отправлена в Европу и находилась у друга Гогена fr , который в конце 1897 года за 200 франков продал её Амбруазу Воллару . В инвентарных книгах галереи Воллара, относящихся к началу 1900 года, имеется запись: «Гоген, масло: Бедный рыбак и ладья. Мужчина и женщина, рядом мальчик, небо очень яркое по цвету» . Сам Гоген 22 февраля 1899 года писал Монфрейду: «…катастрофическое дело с Волларом. Разумеется я недоволен. Вы знаете моё мнение о Волларе — крокодил самой гнусной породы. Вы пишете — восемь маленьких полотен размером в 30…» . Здесь речь идёт о том, что Воллар всего за 1000 франков купил 9 картин Гогена, среди которых были «Идол», «Бедный рыбак», «Семья рыбака», « Её звали Вайраумати ». Размер «в 30» по стандартной французской шкале размеров холстов близок к размеру 90 × 70 см с небольшими отклонениями в ту или иную сторону . Поскольку «Пирога (Семья рыбака)» по размерам существенно отличается в большую сторону от названных картин, то она была посчитана отдельно.

В 1900 году картину приобрёл московский промышленник М. А. Морозов ; после его смерти в 1903 году картину унаследовала его вдова М. К. Морозова , которая в 1910 году подарила её Третьяковской галерее ; с этого времени картина стала числиться под названием «Семья таитян». В 1925 году картина была передана в Государственный музей нового западного искусства . В 1948 году, после упразднения ГМНЗИ, картина была передана в Государственный Эрмитаж . С конца 2014 года выставляется на четвёртом этаже здания Главного штаба , зал 412 .

Поскольку Гоген в работе над картиной прибёг к экспериментам с краской и использовал некачественный джутовый холст, картина пришла в неудовлетворительное состояние и сильно потемнела. После реставрации картина была продублирована на новый холст . Тогда же картине официально было возвращено её авторское название «Пирога».

А. Г. Костеневич, анализируя картину, писал:

В «Пироге» <…> Гоген был особенно озабочен достижением монументального эффекта и общей уравновешенности. Композицию удерживает скрещение двух диагоналей: одна, основная, задана краем кормы лодки, другая — положением тела таитянки. В верхней части всё построение венчает гора: её таинственный силуэт необходим не только для того, чтобы «перекинуть мостик» между двумя главными персонажами и обозначить принципиальную примету таитянского пейзажа, но и потому, что такая деталь принимает символическую нагрузку. Как в восточных, так и в западных религиях гора связывалась с духовным возвышением, с медитацией. <…> Золото вечернего океанического света и синева, почти столь же интенсивная, — цветовой контраст, поражавший живописца в таитянской природе, — определили колорит «Пироги» .

Примечания

  1. Дата обращения: 1 января 2020. 28 февраля 2016 года.
  2. Дата обращения: 1 января 2020. 15 августа 2020 года.
  3. , с. 150.
  4. , с. 263.
  5. Дата обращения: 1 января 2020. 1 января 2020 года.
  6. , p. 225.
  7. , с. 160.
  8. Дата обращения: 1 января 2020. 1 января 2020 года.
  9. Дата обращения: 1 января 2020. 1 января 2020 года.
  10. Дата обращения: 1 января 2020. 1 января 2020 года.
  11. , с. 99, 237.
  12. , с. 159.

Литература

  • Барская А. Г. , Костеневич, А. Г. Французская живопись. Вторая половина XIX — XX век. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л. : Искусство, 1991. — 473 с.
  • Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры: каталог выставки / Государственный Эрмитаж; Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. — СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2019. — 368 с. — ISBN 978-5-93572-861-8 .
  • Поль Гоген . Письма. Ноа Ноа / Пер. с франц. Н. Я. Рыковой; сост., вступ. статья, примеч и общ. ред. А. С. Кантор-Гуковской. — Л. : Искусство, 1972. — 256 с.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. I. — 532 с. — ISBN 978-5-93572-295-1 . — ISBN 978-5-93572-308-8 .
  • Wildenstein G. Gauguin. I. Catalogue. — Paris, 1964. — 283 p.
Источник —

Same as Пирога (картина Гогена)