Interested Article - Мужчина, собирающий плоды с дерева

«Мужчина, собирающий плоды с дерева» ( фр. Homme cueillant des fruits dans un paysage jaune (La Récolte) ) — картина французского художника- постимпрессиониста Поля Гогена из собрания Государственного Эрмитажа .

На картине изображён мужчина-таитянин в голубой с красным цветочным рисунком одежде, который, вытянувшись вверх, срывает некие плоды с ветки дерева у себя над головой. Слева от него стоят две белые козы. На общем фоне преимущественно жёлтого цвета видны полосы зелёной травы и отдельные стволы пальм и небольших деревьев с мелкими красными цветками. Слева внизу слабочитаемая подпись художника и дата: P. Gauguin 97 .

Как следует из подписи художника картина написана в 1897 году во время второй поездки Гогена на Таити . 9 декабря 1898 года готовая картина была послана Гогеном с Таити во Францию , в галерею Амбруаза Воллара , в общем списке картина значилась под № 9 и под названием «Мужчина собрающий плоды в жёлтом пейзаже с двумя белыми козами» .

4 мая 1906 года её купил московский промышленник и коллекционер С. И. Щукин ; вместе с ней он купил две картины Поля Сезанна «Акведук» и «Автопортрет» (обе ныне в Пушкинском музее ), общая сумма покупки составила 30 тысяч франков .

После Октябрьской революции собрание Щукина было национализировано, и с 1923 года картина находилась в Государственном музее нового западного искусства . В 1948 году ГМНЗИ был расформирован и картина была передана в Государственный Эрмитаж . С конца 2014 года выставляется на четвёртом этаже здания Главного штаба , зал 413 .

По мнению А. Г. Барской «художник воплотил здесь образ человека, находящегося на грани утраты бездумной радости бытия и протягивающего руки к древу познания добра и зла» . Н. Ю. Семёнова констатирует, что «толкование картины довольно простое: чтобы найти себе пропитание, человеку достаточно протянуть руку и сорвать плод. Вот он — земной рай, обетованная земля, которую Гоген нашёл на далёких островах» . Она же отмечает, что сам Щукин прекрасно осознавал заложенный художником смысл картины и что в его собрании картина значилась под названием «Золотой век» . Однако П. П. Перцов , ещё в 1921 году первым составивший каталог щукинской коллекции, утверждает что картина значилась под названием, очень близком современному: «Мужчина, срывающий плоды с дерева» .

Считается что этот образ Гоген позаимствовал с рисунка неизвестного художника круга Рембрандта .

В 1897—1898 годах Гоген работал над своим большим программным полотном « Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? » ( Музей изящных искусств в Бостоне ) и поза мужской фигуры с эрмитажной картины в зеркальном отображении повторена на картине из Бостона, где занимает центральное место, сам мужчина изображён не в закрытой одежде, а только в набедренной повязке. Гоген в письме своему другу fr в июле 1901 года так пояснял смысловое содержание этого персонажа: «Что мы такое? Повседневная жизнь. Человек инстинктивно спрашивает себя, что всё это значит» . Несмотря на то, что Гоген в письме Морису утверждал, что бостонская картина была написана «в течение одного месяца, без какой-либо подготовки, без предварительных этюдов» , существует большой набросок к этой картине с центральной мужской фигурой; этот набросок находится в собрании музея Орсе . Аналогичная фигура в набедренной повязке изображена на картине «Таити. Персонажи “Кто мы?”», которая также является предварительной к бостонской картине (холст, масло; 92 × 73 см; частная коллекция в США) .

Еще одна относительно близкая фигура находится на картине «Faa ara» («Пробуждение») из собрания Новой глиптотеки Карлсберга в Копенгагене (1898 год; холст, масло; 93 × 73 см). На этой картине мужчина одет полностью, цвет одежды розовый, и немного изменёно положение рук и ног .

И наконец в 1903 году, незадолго до своей смерти, Гоген вновь обратился к этой фигуре в картине «Призыв»: здесь он воспроизвёл её как женский образ и в полностью обнажённом виде. Эта картина находится в собрании Национальной галереи искусства в Вашингтоне (холст, масло; 65,5 × 75,6 см; инвентарный №1976.63.1) .

Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич, противопоставляя эрмитажную и бостонскую картины пишет: «В [бостонском] панно этот персонаж играет важную символическую роль: аллюзия древа познания вполне очевидна. В „Мужчине, собирающем плоды с дерева“ философская идея ещё неотчётлива, картина скорее походит на бытовую сцену» и далее он высказывает предположение, что по этой причине эрмитажная картина была написана раньше бостонской .

Примечания

  1. , с. 163.
  2. , с. 168, 169, 227.
  3. , с. 164.
  4. Дата обращения: 12 сентября 2020. 10 февраля 2021 года.
  5. , с. 227.
  6. , с. 108.
  7. Field R. Gauguin: plagiaire ou createur? — Paris, 1960. — P. 162.
  8. , с. 117.
  9. , с. 116.
  10. , p. 231.
  11. , p. 241.
  12. Дата обращения: 12 сентября 2020. 27 сентября 2020 года.
  13. , с. 35.

Литература

  • Барская А. Г. , Костеневич А. Г. Французская живопись. Вторая половина XIX — XX век. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л. : Искусство, 1991. — 473 с.
  • Поль Гоген . Письма. Ноа Ноа. Из книги «Прежде и потом» / Пер. с франц. Н. Я. Рыковой; сост., вступ. статья, примеч и общ. Ред. А. С. Кантор-Гуковской. — Л. : Искусство, 1972. — 256 с.
  • Костеневич, А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5 . — ISBN 978-5-93572-308-8 .
  • Перцов П. Щукинское собрание французской живописи. Музей новой западной живописи. — М. : Издание М. и С. Сабашниковых, 1921. — 120 с.
  • Семёнова Н. Ю. Щукин. Биография коллекции. — М. : Слово, 2019. — 528 с. — ISBN 978-5-387-01554-0 .
  • Wildenstein G. Gauguin. I. Catalogue. — Paris, 1964. — 283 p.
Источник —

Same as Мужчина, собирающий плоды с дерева