Interested Article - Три таитянки на жёлтом фоне

«Три таитянки на жёлтом фоне» ( фр. Trois femmes tahitennes sur fond jaune ) — картина французского художника Поля Гогена из собрания Государственного Эрмитажа .

На картине присутствуют три женские фигуры таитянок, стоящие в полный рост; две из них стоят лицом к зрителю, одна — спиной. Крайние таитянки отворачиваются от центральной. Справа внизу подпись художника и дата: Paul Gauguin 99 .

Как следует из авторской подписи, картина написана в 1899 году. Тогда же Гоген послал её своему другу , от которого она 17 октября 1900 года поступила в галерею А. Воллара . В сопроводительном письме Гоген описал картину: «Три стоящие женщины на золотисто-жёлтом фоне, тронутым зелёным» . 28 октября 1904 года картину купила Гертруда Стайн , однако 21 января 1907 года она, в результате обмена, вновь оказалась у Воллара, где 13 мая 1910 года её за 10000 франков приобрёл московский промышленник и коллекционер И. А. Морозов . После Октябрьской революции собрание Морозова было национализировано, и с 1923 года картина находилась в Государственном музее нового западного искусства . В 1934 году картина была передана в Государственный Эрмитаж . С конца 2014 года выставляется на четвёртом этаже здания Главного штаба , зал 413 .

По мнению А. Г. Костеневича, Гоген заимствовал мотивы рельефов Боробудурского храма на Яве — к концу XIX века Боробудур был уже широко известен в Европе и значительная часть его была изучена, Гоген вполне мог видеть рисунки и фотографии его архитектурного убранства .

А. Г. Костеневич также считает, что в расположении женщин в картине «заключена какая-то сюжетно-символическая загадка, что определяется позами персонажей: две женщины отворачиваются от третьей, стоящей между ними. Однако эта загадка ещё ждёт своего разрешения» .

Картина является дальнейшей разработкой мотива картины «Таитянская пастораль (Faa Iheine)» (1898 год, Галерея Тейт , Лондон ) — в левой части этой работы также находится группа из трёх женщин, причём одна из них почти полностью соответствует центральной фигуре с эрмитажной картины, отличаясь от неё лишь поворотом головы и тем, что держит в руках букет белых цветов. Женская группа с лондонской картины почти дословно повторена и в картине «Сбор плодов (Ruperupe)» (1899 год, Пушкинский музей , Москва ) — крайняя левая фигура также весьма близка к центральной эрмитажной. И, наконец, она же является главным персонажем картины «Месяц Марии (Te avae no Maria)» (1899 год, Эрмитаж , Санкт-Петербург ) . Кроме того, лондонское, московское и оба петербургских полотна объединяет и преобладающий жёлтый фон .

Примечания

  1. , p. 247.
  2. , с. 154.
  3. , с. 169.
  4. . Дата обращения: 25 января 2020. 13 июля 2020 года.
  5. . Дата обращения: 25 января 2020. 25 января 2020 года.
  6. . Дата обращения: 25 января 2020. 6 декабря 2019 года.
  7. . Дата обращения: 25 января 2020. 12 июля 2020 года.

Литература

  • Барская А. Г. , Костеневич, А. Г. Французская живопись. Вторая половина XIX — XX век. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л. : Искусство, 1991. — 473 с.
  • Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры: каталог выставки / Государственный Эрмитаж; Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. — СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2019. — 368 с. — ISBN 978-5-93572-861-8 .
  • Wildenstein G. Gauguin. I. Catalogue. — Paris, 1964. — 283 p.
Источник —

Same as Три таитянки на жёлтом фоне