Interested Article - Подсолнечники (картина Гогена)

«Подсолнечники» ( фр. Tournesols sur un fauteul (II) ) — натюрморт французского художника-постимпрессиониста Поля Гогена из собрания Государственного Эрмитажа .

На картине изображено кресло, на сиденье которого стоит большой горшок с цветками подсолнечника . На спинку кресла наброшено белое полотенце. За креслом на стене висит предмет, напоминающий солнечный диск с изображением глаза в центре. В правом верхнем углу находится оконный проём, через который видна голова таитянки. Справа внизу подпись художника и дата: Paul Gauguin 1901 .

Н. Ю. Семёнова отмечает, что подсолнечники в Полинезии изначально не росли и их семена были заказаны Гогеном во Франции .

Как следует из авторской подписи картина написана в 1901 году — Гоген в это время находился на острове Хива-Оа в Маркизском архипелаге . Эта картина входит в группу из четырёх натюрмортов с изображением подсолнечников, описанных в каталоге-резоне живописи Гогена, составленном fr , под номерами W 602 — W 604 и W 606 . Наиболее близка к эрмитажной картине работа «Подсолнечники в кресле (I)» (W 602; холст, масло; 66 × 75 см; собрание фонда Эмиля Бюрле , Цюрих ; инвентарный № 46 ) . Эрмитажная картина в каталоге значится под следующим номером W 603 и под французским названием «Tournesols sur un fauteul (II)» («Подсолнечники в кресле (II)»), то есть является последующей по отношению к картине из Цюриха . А. Г. Костеневич прямо называет цюрихскую картину вариантом петербургской, при этом отмечает, что «в ней нет той таинственности, что свойственна эрмитажной картине» .

Костеневич и Семёнова считают что мотив натюрморта с подсолнечниками заимствован Гогеном у Ван Гога . Впервые к этому мотиву Гоген обратился в 1888 году, когда приехал к Винсенту Ван Гогу в Арль и некоторое время там проработал. Тогда он создал картину «Ван Гог, пишущий подсолнечники» (холст, масло, 71 × 91 см; музей Ван Гога , Амстердам ; инвентарный № s0225V1962 ). По мнению А. Г. Костеневича за основу композиции эрмитажной картины Гоген взял свою раннюю работу «Сделать букет», написанную в 1880 году (холст, масло; 54 × 65,1 см; частная коллекция : здесь также цветочный натюрморт расположен на стуле, на фоне виден открытый проём в стене (в данном случае дверной) .

После того, как готовая картина была отправлена в Европу и прибыла в Париж , она была выставлена в галерее Амбруаза Воллара , где её 27 апреля 1906 года за 4000 франков приобрёл московский промышленник и коллекционер С. И. Щукин . После Октябрьской революции собрание Щукина было национализировано, и с 1923 года картина находилась в Государственном музее нового западного искусства . В 1931 году картина была передана в Государственный Эрмитаж . С конца 2014 года выставляется на четвёртом этаже здания Главного штаба , зал 413 .

Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич, сравнивая картину Гогена с «Подсолнечниками» Винсента Ван Гога, писал:

Мотив <…> передан совершенно иначе. В этом «повинен» не только колорит картины, но и сопоставление «неживой натуры» с головой женщины в окне: её недвижные восточные черты напоминают лик Будды <…>. Ощущение тайны возрастает ещё от того, что в центре верхнего подсолнуха словно бы вырисовывается глаз. Вероятно, здесь сказался пример фантастических видений Редона , вроде глаза, качающегося на стебле. С другой стороны, глаз в окружении лучей — Всевидящее око — распространённый элемент декора христианских церквей; подсолнечник же — традиционный символ солнца. Однако символика картины выражена лишь намёком и интригует своей недосказанностью .

Примечания

  1. , с. 225.
  2. , p. 256—257.
  3. . Дата обращения: 5 июля 2021. 9 июля 2021 года.
  4. , с. 174.
  5. , p. 256.
  6. , с. 37.
  7. . Дата обращения: 5 июля 2021. 9 июля 2021 года.
  8. . Дата обращения: 5 июля 2021. 9 июля 2021 года.
  9. , с. 224.
  10. . Дата обращения: 5 июля 2021. 9 июля 2021 года.
  11. , с. 268—269.

Литература

  • Барская А. Г. , Костеневич А. Г. Французская живопись. Вторая половина XIX — XX век. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л. : Искусство, 1991. — 473 с.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. I. — 532 с. — ISBN 978-5-93572-295-1 . — ISBN 978-5-93572-308-8 .
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5 . — ISBN 978-5-93572-308-8 .
  • Семёнова Н. Ю. Щукин. Биография коллекции. — М. : Слово, 2019. — 528 с. — ISBN 978-5-387-01554-0 .
  • Wildenstein G. Gauguin. I. Catalogue. — Paris, 1964. — 283 p.
Источник —

Same as Подсолнечники (картина Гогена)