Interested Article - Отчего перевелись богатыри на Святой Руси

« Отчего перевелись богатыри на Святой Руси » (или «С каких пор перевелись витязи на Святой Руси» , «С каких пор перевелись богатыри на Святой Руси» ; «Отчего перевелись витязи на святой Руси», «Мамаево побоище» ) — русская былина о семи богатырях, которые окаменели.

Записана русским поэтом Л. А. Меем в Сибири в 1840 году и впервые опубликована в журнале « Сын отечества » (№ 17 от 29 июля 1856 года) под заголовком «Предание. Отчего перевелись витязи на святой Руси. Сибирская сказка». В 1862 году она была перепечатана в П. А. Бессоновым в четвёртом выпуске «Песен» П. В. Киреевского .

Согласно былине, как семеро богатырей выехали в чисто поле на Софат -реку, где вступили в бой и победили силу татарскую, но похвалились, и помянули «силу нездешнюю» (что было «словом неразумным»), которая и одолела их. Заканчивается былина окаменением богатырей .

Сюжет

« Вечер богатырства Киевского »
Н. Рерих (1895—1895).
Или «Русский богатырский эпос. Как перевелись богатыри на Руси»

В основном корпусе героического эпоса Руси былина под названием «С каких пор перевелись витязи на Святой Руси» является единственной, которая повествует о гибели прославленных богатырей. Былина начинается с того, как Годенко Блудович , Василий Казимирович , Василий Буслаевич , Иван Гостиный сын , Алёша Попович млад, Добрыня молодец и Илья Муромец (в таком порядке) отправились в чисто поле на Софат-реку. Остановившись у старого дуба, где сходились три дороги — к Киеву, Нову городу и к синему морю, герои былины устроили ночлег. А утром Добрыня увидел белый шатёр с Тата́рченком. Между ними завязался поединок, во время которого Добрыня поскользнулся, упал и погиб от вражеской руки. В схватку с Татарином вступил Алёша Попович, которому удалось побороть врага, но тут явился чёрный ворон, который заговорил человеческим голосом. Ворон рассказал, как оживить Добрыню, для чего принёс мёртвой и живой воды с «синего моря». После того, как Добрыня ожил, богатыри отпустили Татарина. Тут проснулся Илья Муромец. Умывшись на Софат-реке и утёршись «тонким по́лотном», богатырь увидел силу басурманскую, переправлявшуюся через Софат-реку .

Ринувшись в бой, богатыри « бились три часа и три минуточки, — изрубили силу поганую ». После чего стали хвалиться, что плечи у них не устали, кони не уходились, мечи не притупились. Алёша Попович млад больше всех похвалился, воскликнув: «Подавай нам силу нездешнюю, — мы и с тою силою справимся» . «Как промолвил он слово неразумное, так и явились двое воителей…» После того как Алёша Попович разрубил пополам двух воителей, их « стало четверо и живы все ». Когда против врагов выступил Добрыня молодец, « стало восьмеро — живы все », когда же в бой вступил Илья Муромец, « стало вдвое больше — и живы все ». И бились богатыри « три дня… три часа, три минуточк и». И « уходилися кони их добрые, намахалися их плечи могутные, притупилися мечи их булатные ». А сила вражеская только росла и росла. « Испугались могучие витязи, побежали в каменные горы, в тёмные пещеры ». А «как побежит витязь к горе, так и ока́менеет» . И все богатыри окаменели. «С тех пор и перевелись витязи на Святой Руси» .

См. также

Примечания

  1. Русский фольклор: Библиографический указатель 1881—1900. — Л. : Библиотека АН СССР, 1990. — С. 422, 423.
  2. Толстой Н. И. Отчего перевелись богатыри на святой Руси // . — М. : Индрик, 2003. — С. 463. 19 августа 2019 года.
  3. См. стр. 7: Ерёмина В. И., Власова М. Н. . // philology.nsc.ru. Дата обращения: 28 августа 2016. 28 августа 2016 года.
  4. Пропп В. Я. Русский героический эпос. — Лабиринт, 2006. — С. 310.
  5. Научные доклады высшей школы: Филологические науки. — Советская наука, 1958. — С. 87.
  6. Толстой Н. И. Отчего перевелись богатыри на святой Руси // . — М. : Индрик, 2003. — С. 463, 467. 19 августа 2019 года.
  7. Толстой, Н. И. Отчего перевелись богатыри на святой Руси // . — М. : Индрик, 2003. — С. 463, 464. 19 августа 2019 года.

Литература

  • Киреевский, П. В. . — М. : В типографии А. Семена, 1862. — С. 108—115.
Источник —

Same as Отчего перевелись богатыри на Святой Руси