Дуб понтийский
- 1 year ago
- 0
- 0
«Дуб Бодмера» ( фр. Le chêne de Bodmer. La route de Chailly ) — картина французского художника Клода Моне , созданная в 1865 году в лесу Фонтебло в окрестностях под Парижем. Исследователи признают «Дуб Бодмера» одной из работ Моне, подготовивших его переход к импрессионистской, свободной манере письма и такой этапной его картине, как « Завтрак на траве ». С 1964 года полотно находится в коллекции нью-йоркского Метрополитен-музея .
В 1825—1875 годах маленькая деревушка Барбизон , расположенная в лесу Фонтенбло , стала одним из ключевых мест французской живописи. В этом лесу черпали своё вдохновение художники-пейзажисты так называемой барбизонской школы : Теодор Руссо , Камиль Коро , Жан-Франсуа Милле , Шарль-Франсуа Добиньи и другие. Для них лес, где можно было рисовать природу с натуры, стал идеальной мастерской . В их числе был французский художник швейцарского происхождения Шарль Бодмер . На одном из его полотен, представленных на Парижском салоне в 1850 году, был изображён дуб, названный в итоге в его честь . Благодаря этому дерево получило известность и неоднократно изображалось другими живописцами .
Клод Моне является одним из основоположников, ярчайших представителей, а также наиболее последовательных сторонников движения импрессионистов , зародившегося во Франции во второй половине XIX века. В 1860 году он был вынужден прервать занятия живописью, так как был зачислен во французскую армию, где проходил службу до 1862 года. После этого он некоторое время учился у Огюста Тульмуша, от которого перешёл в мастерскую Шарля Глейра , известного своими мифологическими и историческими работами в стиле неогрек . Несмотря на академическую манеру письма, Глейр не препятствовал формированию вкусов молодых живописцев. В его студии Моне познакомился с такими художниками, как Огюст Ренуар , Альфред Сислей и Фредерик Базиль . Они были практически сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов .
Осенью 1865 года Моне вместе с Гюставом Курбе и Фредериком Базилем жил и работал в деревне Шайи-ан-Бьер, расположенной южнее Парижа и в двух километрах от Барбизона, который облюбовали пейзажисты. Это было как минимум второе посещение этих мест Моне, где он ранее побывал с Базилем в апреле 1863 года . По словам Джона Ревалда , в 1863 году они отправились туда, чтобы создать несколько этюдов деревьев на природе, «в лесах, славившихся своими огромными дубами и живописными скалами». Базиль уехал раньше и писал в письме родителям, что был в лесу с другом, который «очень силён в пейзаже; он дал мне кое-какие советы, и они очень помогли мне… В некоторых местах лес действительно великолепен». Моне остался в лесу Фонтенбло, вдохновлённый хорошей погодой и своими исканиями в области свободной манеры письма, оттачивая мастерство на пленэре. Его учитель Тульмуш, не одобрявший подобных поисков, призывал вернуться для работы в мастерскую. Однако Моне в ответ возразил: «Я вовсе не бросил её. Я просто нашёл здесь тысячу очаровательных вещей и не смог устоять перед ними» .
На протяжении 1863—1866 годов Моне неоднократно возвращался в лес Фонтенбло . Особенно важными для него были посещения 1865—1866 годов — в период создания его знаковой картины « Завтрак на траве », являющейся во многом ответом на получивший скандальную известность « Завтрак на траве » Эдуарда Мане . Исследователи признают «Дуб Бодмера» одной из работ Моне, подготовивших его переход к импрессионистской, свободной манере письма. Проведя несколько месяцев в ожидании Базиля, модели и одного из героев будущего масштабного полотна, Моне создал ряд пейзажных этюдов, варьирующихся от маленьких эскизов до больших набросков . Помимо «Дуба Бодмера», из них особо выделяются те, которые и сам Моне считал значительными среди остальных своих работ : «Дорога на Шайи через лес Фонтенбло» (холст, масло, 97 × 130,5 см ; ), «Дорога на Шайи» (холст, масло, 43 × 59 см ; Музей Орсе ) . Анализируя работы, написанные художником в тот период и в этом регионе, американский историк и искусствовед Джеймс Генри Рубин пришёл к выводу, что «Дуб Бодмера» был создан в начале осени. По его мнению, об этом свидетельствуют сезонные приметы в изображении леса, в частности, опавшие листья .
В связи с долгами постоянно нуждавшегося в то время в деньгах Моне, «Дуб Бодмера» был изъят у него в конце 1866 — начале 1867 года. По мнению Арсена Александра, эта работа была среди тех, которым художник намеренно нанёс повреждения, когда ему пришлось покинуть свою мастерскую в 1867 году из-за долгов . Рубин приводил сведения, что Моне лично пробил угол картины, чтобы отбить охоту у хозяина квартиры забрать её за накопившиеся долги по квартирной плате. Искусствовед объяснял это не пренебрежением по отношению к полотну, а, напротив, стремлением сохранить один из подготовительных этапов к такой важной для него картине как «Завтрак на траве» .
Известно, что позже Моне смог вернуть «Дуб Бодмера» и продать связанному с импрессионистами маршану Полю Дюран-Рюэлю за 600 франков, что относят к 1872—1873 годам. По мнению Чарльза Меррилла Маунта, это имело место в марте 1873 года . Торговец затем отправил картину в Нью-Йорк, где она в итоге попала в частное собрание. С 1964 года, после того как полотно было передано Сэмом Зальцем в нью-йоркский Метрополитен-музей , оно находится в его коллекции, где экспонируется под названием «The Bodmer Oak, Fontainebleau Forest». Ранее картина была известна под названием «Дорога в Шайи» ( Le Pavé à Chailly ), что вносило путаницу в идентификацию, так как имеются и другие картины Моне с подобными названиями («Дорога в Шайи через лес Фонтенбло», «Дорога в Шайи») .
Картина маслом размером 96,2 × 129,2 см представляет собой осенний пейзаж , на котором выделяется дуб, земля под которым устлана опавшими пожелтевшими листьями. По мнению исследователей, в ней присутствует влияние представителей барбизонской школы, однако она также отмечена оригинальными исканиями Моне. Рубин сравнивал «Дуб Бодмера» с другими полотнами художника, в частности, со «Сборщиками хвороста на опушке леса» (1863), придя к выводу, что автора больше интересовал пейзаж, нежели бытовые сцены, что является показательным для художественной манеры импрессиониста. От работ представителей барбизонской школы картина отличается особенностями наложения красок и «общим настроением», что Рубин выразил следующим образом: «Он использует широкие мазки и жизнерадостную цветовую палитру, на его пейзаже и солнечный свет ярче. В то время как Руссо пытается вызвать у зрителя чувство одиночества, повергнуть его в задумчивость, переходящую в лирическую грусть, Моне создаёт праздничную картину, на которой солнечные лучи, пробиваясь сквозь сень деревьев, образуют мозаику ярких пятен» . По оценке теолога Сигурда Бергмана, «Дуб Бодмера» свидетельствует об изменении подхода к природе в период, когда менялось отношение к ней и формировался термин экология . Так, он отмечал, что в этой работе художник заложил «основу для импрессионистского рассмотрения природы как процесса, который запечатлевается у наблюдателя в богатстве внешних связей» .