Снятие с креста (картина Рубенса, Эрмитаж)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Стог сена около Живерни» — картина французского художника-импрессиониста Клода Моне из собрания Государственного Эрмитажа .
На картине изображён стог сена на пологом склоне холма, покрытом красными цветами (по аналогии с картиной Моне из Ричмонда эти цветы также можно считать маками). Внизу, на границе луга, несколько домиков и за ними вдали несколько протяжённых рядов деревьев. Слева внизу синей краской нанесена подпись художника и дата: Claude Monet 86 .
Клод Моне поселился в Живерни в 1883 году и написал там множество картин со стогами, включая знаменитую серию «Стога», исполненную в 1889—1891 годах. Картина из Эрмитажа не входит в эту серию, согласно подписи художника она написана в 1886 году. А. Г. Барская отмечает что мотив стога, являющийся важнейшим мотивом в творчестве Моне в 1890-х годах, в этой картине ещё мало выделен . А. Г. Костеневич указывает, что изображённая местность носила название «Пустошь Амискур», а впоследствии правее фермерских домов, стоящих на границе пустоши, Моне построил свою мастерскую, где им были написаны серии « Кувшинок » .
Ранняя история картины не установлена; вероятно, она, как и большинство других работ Моне, была выкуплена Полем Дюран-Рюэлем и долгое время хранилась в закрытых фондах его галереи. В 1904 году эту картину у Дюран-Рюэля выкупил московский предприниматель и коллекционер С. И. Щукин . После Октябрьской революции его собрание было национализировано и эта картина среди прочих оказалась в Государственном музее нового западного искусства , а в 1930 году была передана в Государственный Эрмитаж . С конца 2014 года выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в здании Главного Штаба (зал 403) .
Годом ранее Моне написал этот же вид местности «Поле маков, Живерни». Его отличие от эрмитажной картины: точка зрения немного приближена к домикам и отсутствует стог. Этот пейзаж некогда принадлежал американскому банкиру и министру финансов США Э. У. Меллону , а после его смерти оказался в Виргинском музее изобразительных искусств в Ричмонде (холст, масло, 60 ×73 см, инвентарный № 85.499) .
Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич в своём обзоре французского искусства середины XIX — середины XX века отмечал, описывая картину:
Но какая она красочная — природа Моне! После его стогов кажутся однообразными и малопривлекательными стога даже у такого тонкого мастера, как Милле . В «Стоге сена в Живерни» достоинства зрелого импрессионизма выступают очень отчетливо, и, вероятно, не случайно через пять лет после написания этой картины Моне вернулся к мотиву стогов, написав свою знаменитую серию. <…> Моне воспользовался не неопределёнными серовато-зеленовато-желтовато-буроватыми тонами, а чистыми красками, где перемежаются жёлтые, красные, изумрудно-зелёные мазки. Приём оптического смешения красок, который именно в это время начал принимать характер научной доктрины в зарождающемся неоимпрессионизме , применён в «Стоге сена…» без малейшей навязчивости, естественно, и, можно сказать, неприметно .