Interested Article - Луга в Живерни
- 2020-06-07
- 1
«Луга в Живерни» — картина французского художника-импрессиониста Клода Моне из собрания Государственного Эрмитажа .
На картине изображён луг Эссар, расположенный к югу от деревни Живерни , где с 1883 года постоянно жил художник. На дальнем плане видны несколько деревьев и за ними холм Пор-Виллез. Слева внизу подпись художника и дата: Claude Monet 88 . На обороте картины имеется надпись: Praire de Giverny. Temps moissonneux (Луг в Живерни. Время жатвы). Пасынок Моне Жан-Пьер Ошеде вспоминал, что долина Эссар была заболочена и только «летом, с приходом сухости становилась всего лишь скверным лугом, всегда мокрым и покрытым жёлтым ирисом» .
По утверждению , картина написана в 1888 году, скорее всего в первой половине лета, между поездками Моне в Антиб в январе—мае и в Лондон в июле . Однако А. Г. Костеневич считает, что Моне картиной занимался во второй половине года, уже после возвращения из Лондона, о чём свидетельствует надпись на обороте картины — ведь время жатвы наступает в конце лета .
Картина входит в группу из тринадцати полотен, изображающих долину Эссар и написанных в одно время. Наиболее близки к ней картины «Прогулка, пасмурная погода» (92 × 81 см, частная коллекция, Великобритания ) и особенно «Пейзаж с фигурами, Живерни (Фигуры в солнечном свете)» (80 × 80 см, Чикагский институт искусств , инвентарный № 35.1989). Последняя картина изображает пейзаж с той же самой точки, что и эрмитажное полотно, и отличается лишь наличием изображения прогуливающейся девушки с двумя мальчиками на переднем плане и парой мужчины и женщины в отдалении (считается, что Моне здесь изобразил своих сыновей и детей Алисы Ошеде-Моне от первого брака) .
По данным А. Г. Барской, до 1889 года картина находилась в мастерской Моне и затем была им передана в галерею Поля Дюран-Рюэля , однако составитель каталога-резоне творчества Моне Даниэль Вильденштейн указывает, что картина поступила к Дюран-Рюэлю лишь в июле 1891 года . В 1892 году её приобрёл глава Парижского городского совета , однако с 1897 года картина вновь выставлялась у Дюран-Рюэля. 3 мая 1899 года её купил за 9000 франков московский промышленник и коллекционер С. И. Щукин . После Октябрьской революции собрание Щукина было национализировано, и с 1923 года картина находилась в Государственном музее нового западного искусства . В 1930 году, а затем повторно, в 1934 году, картина была передана в Государственный Эрмитаж . Впервые полотно прибыло в Эрмитаж 23 февраля 1930 года вместе с другими работами импрессионистов и постимпрессионистов из собрания ГМНЗИ. Получение Эрмитажем полотен модернистской живописи в 1930-1934 годах было частью процесса перераспределения произведений внутри советской музейной сети. Получив первую партию картин, эрмитажных кураторы остались недовольны её качеством, особенно составом работ Моне. Эрмитаж направил новый запрос с просьбой передать в его собрание один из двух «Стогов» из коллекции ГМНЗИ, а «Луга в Живерни» выразил готовность вернуть. В письме Б. Н. Терновцу подчеркивалось, что Эрмитаж особо настаивает на данной замене, так как «при отсутствии достаточно яркой зрелой картины Моне представляется невозможным при предложенном Эрмитажу составе собрания выяснить… сущность и принципы импрессионизма, без чего вся передача картин новейшего искусства теряет значительную долю своего смысла». Просьба Эрмитажа была удовлетворена: картина «Стог сена» прибыла в Эрмитаж 4 марта 1931 года, а 17 марта 1931 года «Луга в Живерни», после года пребывания в Эрмитаже, были отправлены в Москву. Во второй раз «Луга» поступили в эрмитажную коллекцию в 1934 году. Картину в ряду других произведений изъяли из ГМНЗИ для продажи на одном из немецких аукционов, а после того, как продажи сорвались, отправили в Ленинград и передали Эрмитажу .
С конца 2014 года выставляется на четвёртом этаже здания Главного штаба , зал 403 .
Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич в своём обзоре французского искусства середины XIX — середины XX века отмечал, описывая картину:
В Живерни <…> художника привлекало всё: не только роскошные, пламенеющие поля маков, но и совершенно непритязательные мотивы вроде болотистых пустошей близ деревни <…> Под кистью художника «Луга…» превращались в незабываемое зрелище, пленяя чудесной вибрацией благородных, но смутных оттенков цвета. И сам ландшафт , и его трактовка в «Лугах в Живерни» совсем иные в сравнении с монжеронскими и другими более ранними полотнами. Разницу задаёт магия особого свето-атмосферического эффекта, «envelope» (оболочка, обволакивание), как определял его сам Моне .
Примечания
- ↑ , с. 111.
- ↑ , с. 314.
- , p. 454—458.
- , p. 457.
- , с. 102.
- Лопаткина К. Бастарды культурных связей: интернациональные художественные контакты СССР в 1920-1950-е годы. — М. : Музей современного искусства "Гараж", 2019. — С. с. 41-42. — ISBN 978-5-9909718-3-7 .
- , с. 186—187.
Литература
- Барская А. Г. , Костеневич, А. Г. Французская живопись. Вторая половина XIX — XX век. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л. : Искусство, 1991. — 473 с.
- Костеневич, А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. I. — 532 с. — ISBN 978-5-93572-295-1 . — ISBN 978-5-93572-308-8 .
- Костеневич, А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5 . — ISBN 978-5-93572-308-8 .
- Семёнова Н. Ю. Щукин. Биография коллекции. — М. : Слово, 2019. — 528 с. — ISBN 978-5-387-01554-0 .
- Wildenstein D. Monet or de Triumph of Impressionism. Catalogue Raissonné. — Köln: Benedict Taschen Verlag GmbH, Wildenstein Institute, 1996. — Vol. 2: Nos: 1—968. — 1—360 p. — ISBN 3-8228-8759-5 .
- Лопаткина К. Бастарды культурных связей: интернациональные художественные контакты СССР в 1920-1950-е годы. – Москва: Музей современного искусства "Гараж", 2019. – 176 с. – ISBN 978-5-9909718-3-7
- 2020-06-07
- 1