Interested Article - Стог сена в Живерни (картина Моне, Пушкинский музей)
- 2020-12-12
- 2
«Стог сена около Живерни» — картина французского художника-импрессиониста Клода Моне из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина .
На картине изображён стог сена на частично затенённом лугу, слева в глубине картины ещё один стог, освещённый солнцем. Вдоль границы луга ряд тополей , на дальнем плане склон холма. Слева внизу оранжевой краской нанесена подпись художника: Claude Monet . Картина написана масляными красками на холсте и имеет размеры 64,5 × 87 см .
Клод Моне поселился в Живерни в 1883 году и написал там множество картин со стогами, включая знаменитую серию « Стога », исполненную в 1888—1891 годах. Картина из Пушкинского музея не входит в эту серию, считается, что она написана в 1884 году . В конце XIX века картина оказалась в собрании французского актёра Ж.-Б. Фора , причём у него считалась исполненной в 1889 году .
В 1906 году картину выкупил П. Дюран-Рюэль и весной 1907 года продал российскому промышленнику и коллекционеру И. А. Морозову . Сохранилось письмо Дюран-Рюэля, датируемое 27 мая 1907 года, в котором он подтверждает получение от И. А. Морозова 50000 франков за две картины Моне. 2 октября того же года картина прибыла в Москву . Вторая упомянутая картина — « Уголок сада в Монжероне », ныне находящаяся в собрании Государственного Эрмитажа ; известно, что за неё Морозов заплатил 40000 франков , соответственно «Стог сена» ему обошёлся в 10000 франков. Б. Н. Терновец в рукописном каталоге ГМНЗИ ошибочно указывает, что Морозов картину приобрёл в 1908 году за 25000 франков .
После Октябрьской революции собрание Морозова было национализировано. Картина в числе прочих оказалась в Государственном музее нового западного искусства , а после расформирования музея в 1948 году была передана в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина .
Одновременно Моне написал несколько вариантов этой картины, на которых варьируется освещение, количество стогов (от одного до трёх) и вводятся стаффажные фигуры , а через год ещё три довольно близкие работы .
Примечания
- . Дата обращения: 2 сентября 2019. 6 апреля 2020 года.
- , p. 336—337.
- ↑ , с. 62.
- , с. 310.
- , с. 182.
- , с. 183.
- , p. 337.
- , p. 372—373.
Литература
- Барская А. Г. , Костеневич, А. Г. Французская живопись. Вторая половина XIX — XX век. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л. : Искусство, 1991. — 473 с.
- Бессонова М. А. , Георгиевская Е. Б. Франция второй половины XIX — XX века. Собрание живописи / Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. — М. : Красная площадь, 2001. — 399 с. — ISBN 5-900743-58-6 .
- Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры: каталог выставки / Государственный Эрмитаж; Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. — СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2019. — 368 с. — ISBN 978-5-93572-861-8 .
- Wildenstein D. Monet or de Triumph of Impressionism. Catalogue Raissonné. — Köln: Benedict Taschen Verlag GmbH, Wildenstein Institute, 1996. — Vol. 2: Nos: 1—968. — 1—360 p. — ISBN 3-8228-8759-5 .
- Wildenstein D. Monet or de Triumph of Impressionism. Catalogue Raissonné. — Köln: Benedict Taschen Verlag GmbH, Wildenstein Institute, 1996. — Vol. 3: Nos: 969—1595. — 361—700 p. — ISBN 3-8228-8759-5 .
- 2020-12-12
- 2