Обман и чудачества под видом науки
- 1 year ago
- 0
- 0
Благочестивый обман, святая ложь , ложь во спасение ( лат. pia fraus ; итал. santo inganno ) — морально-теологическая концепция о допустимости сознательного обмана для « вящей славы Божьей » и спасения души .
Согласно этой концепции высшая цель компенсирует грех обмана во имя победы над более тяжким грехом неверия. Понятие встречается в трудах некоторых католических авторов и работах светских авторов на тему истории церкви.
По утверждению советского « Атеистического словаря » 1985 года издания благочестивый обман используется для фабрикации чудес, реликвий, подделок исторических документов, нарушений тайн исповеди и т. д.
Pia fraus — латинское выражение, строка Овидия , которую он употребляет в рассказе о дочери Лигда («Метаморфозы», IX, 711), который сказал своей беременной супруге, что она обязана родить мальчика, так как он не желает дочери и сразу убьет подобного младенца. Беременная Телетуза увидела во сне богиню, вдохновившую её, и когда родилась девочка, ради спасения выдала её за мальчика.
705 Выпало: дочь родилась, а отец и не ведал об этом.
Девочку вскармливать мать отдает, объявив, что родился
Мальчик. Поверили все. Лишь кормилица знает про тайну.
Клятвы снимает отец и дает ему дедово имя,
Ифис — так звали того. Мать рада: то имя подходит
710 И для мужчин и для женщин; никто заподозрить не может.
Так незаметно обман покрывается ложью невинной .
Ребенок получил имя Ифис и её растили как мальчика, пока она не достигла совершеннолетия и ей не была посватана невеста, в которую Ифис искренне, считая себя мужчиной, влюбилась. Тогда её мать взмолилась явившейся к ней перед родами богине, и та обратила Ифис в мужчину, и история разрешилась благополучно.
Дар Константина ( лат. Donatio Constantini ) — документ, сфабрикованный в папской курии во второй половине VIII века , говорил о передаче Константином I верховной власти над Западной Римской империей главе римской церкви . Фальсификация была частью сделки между майордомом Пипином III (Коротким) , желавшим обрести официальный статус короля франков , и папским двором. В средневековой России Константинов дар ( Вено Константиново ) использовался как аргумент в пользу монастырского землевладения.
Подложность «Константинова дара» в XV веке доказал итальянский гуманист Л. Валла (« Рассуждение о подложности так называемого Константинова дара » — «De falso credita et ementita Constantini Donatione declamatio») . Когда подложность эта уже не могла быть опровергаема, католические авторы, следуя примеру кардинала Барония , ещё в XVIII веке стремились по возможности спасти содержание акта. Лишь в XIX веке в Риме совершенно отказались от него.
Святая Екатерина Сиенская употребляла итальянский термин в своих письмах к папе римскому Григорию XI , убеждая его прекратить Авиньонское пленение пап и вернуть Святой престол из Францию в Италию. «Обман» был необходим, так как папская курия, состоявшая из французских кардиналов, не хотела отпускать папу в Рим, и ему пришлось сбегать практически тайком.
Х. А. Льоренте , известный своим предвзятым отношением к институтам католической церкви, в книге «История испанской инквизиции» сообщает:
Эти книги уверяли, что дается полное прощение всем грешникам за краткую молитву к святому или к святой, образ коих почитался в том или другом монастыре; за ношение нарамника (scapulaire), медали или реликвии, за целование кости , которую считали (без довода и без доказательства) коренным зубом св. Полонии, или кости от груди св. Агафии, или глаз св. Лукии , или чресл св. Раймонда , позвонка от спины св. Маргариты из Касии; за целование монашеского одеяния; за одевание статуи какого-нибудь святого в церкви его монастыря и, наконец, в бесчисленном множестве других воображаемых милостей за ничтожные действия, которыми подменены подвиги степенного и разумного благочестия. VIII. Однако следует заметить, что изъяли некоторые девятидневки и молитвы, приспособленные к этому виду суеверия , и даже некоторые книги, которые обманывали невежд рассказами о мнимых чудесах . Но число обращавшихся безнаказанно было непропорционально велико в сравнении с числом уничтоженных, потому что квалификаторы были все монахи, заинтересованные в покровительстве культу святых их монастырей. Пример такого положения легко отыскать в правиле французских монахов XII века , которые восхваляли (и называли благочестивым обманом - pia fraus) ложь и вымыслы, которые они и другие монахи распространяли в мире, чтобы расположить верующие души к большему почитанию святых их орденов и к щедрым пожертвованиям, что слишком часто было следствием этого почитания.
Свободомыслящему, «благочестивцу познания», еще более противна pia fraus (противна его «благочестию»), чем impia fraus. Отсюда его глубокое непонимание церкви, свойственное типу «свободомыслящих», — как его несвобода.