Interested Article - Многожёнство в христианстве

Многобрачие — это брачное сожительство более чем двух людей . Хотя в Ветхом Завете есть многочисленные примеры многожёнства , но в современном христианстве многожёнство, как правило, считается неприемлемым, но например мормоны тем не менее практикуют многожёнство своей версии . Некоторые христиане активно спорят о том, разрешает ли или запрещает многобрачие Новый Завет или христианская этика . Этот спор, почти исключительно ведётся относительно многожёнства, и почти никогда о многомужестве .

Многожёнство в Ветхом Завете

Первым многоженцем, упомянутым в Библии, был Ламех , который имел двух жён — Аду и Циллу ( Бытие. ). Авраам был женат на Сарре , Агари ( Бытие. ), Хеттуре ( Бытие. ), а также имел наложниц ( Бытие. ). Иаков имел четырёх жён: сестёр Лию и Рахиль ( Бытие. ) и их служанок: Валлу и Зелфу ( Бытие. , , , ). Брат Иакова, Исав , имел трёх жён: , Васемафу и ( Бытие. , Бытие. ).

Моисей имел двух жён разных национальностей: мадианитянку Сепфору ( Исх. , ) и эфиопку ( Чис. ). У Гедеона было много жён и одна наложница ( Чис. , ). Елкана , отец пророка Самуила , имел двух жён: Анну и ( 1Цар. , ).

Точный список жён царя Давида включает по крайней мере 5 женщин, названных по имени: Мелхола ( 1Цар. , , , 2Цар. ), Авигея Кармилитянка ( 1Цар. , 1Пар. ), Ахиноама из Изрееля ( 1Цар. , 1Пар. ), Эгла ( 2Цар. ) и Вирсавия ( 2Цар. ). Ещё о трёх женщинах, входивших в гарем царя Давида, упоминается без указания относительно того, кем они ему были — жёнами или наложницами. Это , дочь Фалмая, царя Гессурского ( 2Цар. , 1Пар. ), ( 2Цар. , 1Пар. ) и ( 2Цар. , 1Пар. ). И кроме того, у Давида было 10 жён или наложниц, о которых идёт речь в следующих отрывках: 2Цар. , , , , , , 1Пар. . В итоге получается, что в гареме Давида было 18 женщин, часть которых была его жёнами, а другая часть — наложницами .

Сын Давида, царь Соломон , имел 700 жён и 300 наложниц ( 3Цар. ). Царь Иудеи Иоас имел двух жён ( 2Пар. ).

В дополнение к этим многочисленным примерам многожёнства, в Пятикнижии также содержатся принципы и правила, регламентирующие многожёнство, устанавливающие, что «если же другую возьмёт за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития» ( Исх. ).

Практика левиратского брака делает многожёнство обязательным для мужчин, у которых брат оставил вдову без наследника — в этом случае оставшийся брат должен на ней жениться. При этом неважно, есть ли у него уже жена ( Втор. ). Также в Пятикнижии содержится запрет царю «умножать жён» ( Втор. , ), что авторы Талмуда трактуют как разрешение царю иметь «не более 18 жён» .

Период между заветами

Многожёнство было исключением (хотя и не редким) в период изгнания Израиля . Практика многожёнства стала подвергаться критике и отвержению в , однако есть и сохранившееся свидетельство о том, что евреи практиковали многожёнство и в период Нового Завета .

Кумранские рукописи содержат сведения о том, что несколько мелких еврейских сект запрещали многоженство до и во время Христа .

, возможно, содержит запрет многожёнства .

Новый Завет

Семья Джозефа Смита , президента Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (ок. 1904). Смит имел 6 жён и 48 детей.

В словах Иисуса сложно проследить однозначный ответ на заданный вопрос. Он не критикует многожёнство, а лишь регламентирует правила для развода. В Евангелиях от Марка и от Матфея Иисус повторяет цитату из Бытия 2:24 и считает, что она является заповедью самого Бога. Иисус запрещает развод с женой, если жена не прелюбодейка. Иисус утверждает, что мужчина прелюбодействует, если разведётся со своей женой и женится на другой. Но нигде не сказано, что Иисус запрещает другие брак для мужчины при имеющейся первой жене. Развод и последующую женитьбу на другой женщине Иисус считает прелюбодеянием.

Три места в ( Первое послание Тимофею 3:2, 3:12 и Послание к Титу 1:6) устанавливают, что дьякон , пресвитер и епископ должны быть «мужем одной жены». Одни направления христианства воспринимают это как запрет многожёнства для всех христиан , другие утверждают, что эти слова означают запрет многожёнства только для священнослужителей, а для христиан, не являющихся дьяконами, пресвитерами и епископами, такого запрета нет . Другие толкуют эти места так, что дьяконы, пресвитеры и епископы не должны разводиться со своими первыми жёнами. Вальтер Лок ( англ. Walter Lock ) в своей книге утверждает, что в этих отрывках речь идёт просто о супружеской измене , так как «ни одному христианину, является ли он священнослужителем, или нет, не разрешено многожёнство» .

Многожёнство практикуют последователи Церкви Иисуса Христа Святых последних дней .

Важно отметить что Христос сравнивает 10 дев для жениха с подобием Царствия Небесного, в притче о "10 девах и светильниках" Мафея 25:1, более того Христос и Самого себя ставит Женихом всем. Так же как известно Бог в грех и блуд несколько жен или наложниц не вменял, ни в Ветхом Завете, ни в Новом Завете. Все запреты - это мнения обычных людей, в самой Библии запрета нет.

Период ранней Церкви

Многожёнство у евреев диссонировало с моногамией , установленной у римлян.

Когда христианская церковь появилась на свет, многожёнство всё ещё имело место у евреев. Это правда, что мы не найдем никаких ссылок на него в Новом Завете, а из этого некоторые сделали вывод, что оно должно быть вышло из употребления, и что во время нашего Господа еврейский народ стал моногамным. Но такой вывод выглядит неоправданным. Иосиф Флавий в двух местах говорит о многожёнстве как о признанном институте: и Юстин Мученик делает его предметом упрёка Трифону так как еврейские учителя разрешают мужчине иметь несколько жён. На самом деле, когда в 212 году нашей эры эдикт Каракаллы предоставил римское гражданство большому количеству евреев, было признано необходимым терпеть многожёнство среди них, хотя это и было нарушением римского закона, чтобы гражданин имел более одной жены. В 285 году нашей эры Конституция Диоклетиана и Максимиана запретила многоженство для всех подданных империи без исключения. Но, по крайней мере, на евреев принятие этого закона не оказало никакого эффекта, и в 393 году нашей эры Феодосий издал специальный закон чтобы заставить евреев отказаться от этого национального обычая. Но даже и это их не вынудило приспособиться .

По мнению ряда исследователей, учение о греховности многожёнства в христианстве сформировалось под влиянием греко-римской морали .

Тертуллиан , живший в конце II — начале III века нашей эры, писал, что брак является законным, а многожёнство — нет:

На самом деле мы не запрещаем союз мужчины и женщины, благословенный Богом как школа рода человеческого, и созданный для наполнения земли и для распространения по всему миру и, следовательно, допускается, но по отдельности. Ибо Адам был единственным мужем Евы, и Ева была его единственной женой, единственной женщиной, единственным ребром .

В III веке Евсевий Кесарийский написал «О многочисленном потомстве древних» ( англ. On the Numerous Progeny of the Ancients ) . Евсевий ссылался на него дважды: в «Приготовлении к Евангелию», VII, 8 и в «Доказательстве в пользу Евангелия» . Хотя его работа является примером того, как многоженство согласовывается с аскетической жизнью, рассматриваемая проблема была контрастом между желанием Патриархов многочисленного потомства и чести, и воздержанием в этом отношении, которое соблюдалось христианами .

Василий Великий , живший в IV веке нашей эры, писал о многожёнстве, что «такое состояние уже не называется брак, но многожёнство или даже умеренный блуд» . Он приказал, чтобы многоженцев и женщин, состоящих в браке с многоженцем, следует отлучать от Церкви на срок до пяти лет, и «только после того, как показали некоторые плоды покаяния» они могли быть приняты в церковь . Также он заявил, что учение против многожёнства «принимается как наша обычная практика, не от канонов, но в соответствии с нашими предшественниками» .

Аврелий Августин во второй половине IV века писал:

То, что хорошая цель брака лучше достигается одним мужем с одной женой, чем одним мужем с несколькими жёнами, показано достаточно ясно самым первым союзом супружеской пары, которая была сотворена Самой Божественной Сущностью

и «Таинство брака к нашему времени ограничено одним мужчиной и одной женой» .

Сократ Схоластик в V веке писал, что римский император Валентиниан I взял двух жён и разрешил своим подданным брать две жены, поддерживая, чтобы и христиане практиковали многожёнство . Нет никаких других упоминаний такого эдикта в любом из дошедших до нас сборнике римских законов. Иоанн Малала , Пасхальная хроника и Иоанн Никиусский говорят о том, что Валентиниан I развёлся со своей первой женой, прежде чем жениться на своей любовнице. Это рассматривалось как двоежёнство Сократом, так как Церковь не принимала .

Юстин Мученик , Ириней Лионский и Тертуллиан все высказывались против многожёнства, осуждая его. Тертуллиан явно пытался преодолеть возражение, что многожёнство было разрешено для патриархов. Он писал: «Впрочем оба сии закона, по видимому противоречащие один другому, происходят от одного и того же Бога, который сперва хотел, чтобы род человеческий размножился, а мир наполнился людьми для приятия нового завета; ныне же, когда мы приблизились к прекращению времен, Богу угодно было прекратить и прежнее дозволение» .


Примечания

  1. Zeitzen, Miriam Koktvedgaard. (англ.) . — Berg, 2008. — P. 3. — ISBN 1-84520-220-1 .
  2. . Дата обращения: 21 мая 2014. 6 сентября 2013 года.
  3. . Jewish Encyclopedia . Дата обращения: 4 марта 2010. 4 июня 2011 года.
  4. Instone-Brewer, David. (англ.) . — (англ.) , 2002. — P. —62. — ISBN 0-8028-4943-1 .
  5. Strong, James. Cyclopaedia of Biblical, theological, and ecclesiastical literature, Volume 8 (англ.) . — Crane House Books, 2009. — P. 365.
  6. Vermes, Geza. (неопр.) . — Brill Academic Pub, 1975. — С. . — ISBN 90-04-04160-5 .
  7. Brooke, George. (англ.) . — (англ.) , 2005. — P. , 100—101. — ISBN 0-8006-3724-0 .
  8. Murphy, Catherine. (англ.) . — Brill Academic Publishers , 2002. — P. . — ISBN 90-04-11934-5 .
  9. Loader, William. The Dead Sea Scrolls on Sexuality: Attitudes towards Sexuality in Sectarian and Related Literature at Qumran (англ.) . — (англ.) , 2009. — P. 45. — ISBN 0-8028-6391-4 .
  10. // Православная энциклопедия . — М. , 2003. — Т. VI : « Бондаренко (англ.) ». — С. 146-181. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 .
  11. Selinger, J. от 5 июля 2014 на Wayback Machine // In The Catholic Encyclopedia . New York: Robert Appleton Company. Retrieved February 20, 2013
  12. Gaskiyane, I. Polygamy: A Cultural and Biblical Perspective (англ.) . — 2000.
  13. Ratzinger, Joseph . (англ.) . — 1994. — P. .
  14. Abbott, Walter. The Documents of Vatican II (англ.) . — 1966. — P. 249.
  15. Дата обращения: 21 мая 2014. 26 февраля 2013 года.
  16. . Global Anabaptist Mennonite Encyclopedia . Дата обращения: 21 мая 2014. Архивировано из 26 февраля 2013 года.
  17. . An Online Orthodox Catechism . Дата обращения: 21 мая 2014. 26 февраля 2013 года.
  18. (англ.) . (англ.) . — 1992. — ISBN 1-56085-057-4 .
  19. . The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints . Дата обращения: 21 мая 2014. 26 февраля 2013 года.
  20. . SBC . Дата обращения: 21 мая 2014. 26 февраля 2013 года.
  21. . MennoLink . Дата обращения: 21 мая 2014. 26 февраля 2013 года.
  22. . GAMEO . Дата обращения: 21 мая 2014. 26 февраля 2013 года.
  23. . Lutheran Church Missouri Synod 10–11. Дата обращения: 21 мая 2014. 20 ноября 2010 года.
  24. / Eugene Hillman. — Orbis Books, 1975. — С. 266. — ISBN 0883443910 , 9780883443910.
  25. Walter Lock, , Continuum, 1999, ISBN 0-567-05033-5 , p. 37. (англ.)
  26. Donald Guthrie, , 2nd ed, Eerdmans, 1990, ISBN 0-8028-0482-9 , p. 92. (англ.)
  27. здесь имеется в виду «Диалог с Трифоном»
  28. (англ.) . Christian Marriage: An Historical and Doctrinal Study (англ.) . — (англ.) , 1933. — P. 560. (англ.)
  29. Олег Русов. Глава I Наступление моногамии // . — Санкт-Петербург: Диля, 2005. — 160 с. — 5000 экз. ISBN 5-88503-351-X . 3 декабря 2013 года.
  30. Alexander Roberts, James Donalson, Arthur Cleveland Cox. The Ante-Nicene Fathers: The Writings of the Fathers Down to A.D. 325 Volume IV Fathers of the Third Century -Tertullian Part 4; Minucius Felix; Commodian; Origen. Parts First and Second. Chronologically arranged, with brief notes and prefaces. From the material on Ad Uxorem libri duo , chapt.II. 1885 Eerdmans Publishing Company, Grand Rapids, Michigan (англ.)
  31. Eusebius of Caesarea: Demonstratio Evangelica. Translated by W.J. Ferrar (1920). From the material on «Demonstratio Evangelica I,9» от 12 октября 2013 на Wayback Machine (англ.)
  32. . Дата обращения: 21 мая 2014. 10 октября 2012 года.
  33. Mark P. Shea. (англ.) // (англ.) : magazine. — 1996. — September. 21 мая 2014 года. Reprinted by (англ.)
  34. (англ.)
  35. от 17 июля 2019 на Wayback Machine (англ.)
  36. Matilda Joslyn Gage от 23 декабря 2013 на Wayback Machine . Ch VII. (англ.)
  37. от 21 мая 2014 на Wayback Machine (Этот трактат также иногда называют «О единобрачии» или «Книга о единобрачии»)
Источник —

Same as Многожёнство в христианстве