Interested Article - Полиметрия (поэзия)

Полиметри́я (от др.-греч. πολυ-, πολύς — «много» + μέτρον — «мера, размер») — сочетание разных стихотворных размеров внутри одного произведения.

Полиметрия может действовать как в пределах стиха , так и в пределах строфы ; быть упорядоченной или неупорядоченной . Чаще она встречается в произведениях большого объёма, реже — в небольших стихотворениях .

Полиметрия может быть мотивирована как прагматикой, так и семантикой стиха . Так, в крупной форме, особенно в драматургии, она обусловлена прежде всего сменой субъекта речи, введением в стихотворный текст голосов, принадлежащих разным персонажам . Полиметрия может также мотивироваться переменой темы, эмоции, стилистического регистра или, в новейшей поэзии, оставаться семантически немотивированной и служить исключительно цели придания стиху разнообразия и напряжённости .

Полиметрия известна со времён Античности ; в Новое время встречается в поэзии барокко и романтизма . В русской поэзии XVIII века она была связана в основном с музыкальными жанрами: переменным размером писали либретто опер, хоры, кантаты . На рубеже XVIII—XIX веков сфера употребления полиметрии расширилась: она проникла в эпос (поэмы М. Хераскова , В. Капниста , А. Радищева ) и постепенно утратила музыкальные ассоциации . Поэты пушкинской эпохи видели в полиметрии дисгармонию и относились к ней сдержанно; напротив, поэты-романтики 1830-х годов ( А. Полежаев , А. Подолинский , Е. Ростопчина , В. Бенедиктов , Ф. Глинка и др.) вновь обратились к широкому её употреблению . Во второй половине XIX века полиметрия могла как служить для ритмического выделения отдельных фрагментов, так и представлять собой чередование разноразмерных фрагментов без преобладания одного размера над другими; в крупнейшем полиметрическом произведении эпохи — поэме Некрасова «Современники» (1875) — представлены оба типа . Наконец, в XX веке стремление к богатству и разнообразию поэтических форм способствовало широкому использованию полиметрии; стали появляться полиметрические стихотворные циклы («На поле Куликовом» А. Блока , 1908), крупные формы («Царь-Девица» М. Цветаевой , 1920), драмы («Роза и крест» А. Блока, 1912) и отдельные стихотворения (у А. Блока, В. Маяковского , А. Введенского , Н. Заболоцкого и др.) . Наконец, в поэзии В. Хлебникова переходы от одного размера к другому возникают в пределах максимально коротких отрезков, иногда внутри одного предложения, при этом не имеют тематической обусловленности; М. Гаспаров предложил для подобного стиха термин «микрополиметрия», В. Холшевников — «зыбкий метр» .

Примечания

  1. , с. 149.
  2. , с. 166.
  3. , стб. 756.
  4. , с. 146.
  5. , с. 123.
  6. , с. 211.
  7. , с. 139.
  8. , с. 223—224.
  9. , с. 77.
  10. , с. 69.
  11. , с. 78.
  12. , с. 137—138.
  13. , с. 188—189.
  14. , с. 222.
  15. , с. 224—225.
  16. , с. 217.
  17. , с. 124—125.

Литература

  • Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. — М. : Фортуна Лимитед, 2000. — 352 с.
  • Гаспаров М. Л. Русский стих начала XX века в комментариях. — М. : Фортуна Лимитед, 2001. — 288 с.
  • Гаспаров М. Л. Полиметрия // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина . — Институт научной информации по общественным наукам РАН : Интелвак, 2001. — Стб. 756. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X .
  • Иванюк Б. П. Полиметрия // Поэтическая речь. Словарь терминов. — М. : Флинта Наука, 2007. — С. 166—168.
  • Квятковский А. П. Полиметрия // Поэтический словарь. — М. : Советская энциклопедия, 1966. — С. 217—218.
  • Корчагин К. М. , Иванова Д. А. Об одном случае мотивированной полиметрии у Георгия Адамовича // Текст и подтекст: поэтика эксплицитного и имплицитного : материалы международной научной конференции, 20-22 мая 2010 г.. — М. : Азбуковник, 2011. — С. 146—152. — ISBN 978-5-91172-057-5 .
  • Москвин В.П. Полиметрия // Язык поэзии. Приёмы и стили. Терминологический словарь. — Флинта, 2017. — С. 149.
  • Орлицкий Ю. Б. // Поэзия: опыт междисциплинарного анализа. — М. : Смысл, 2015. — С. 49—210.
  • Орлицкий Ю.Б. Стихосложение новейшей русской поэзии. — М. : Издательский Дом ЯСК, 2021. — 1016 с.
  • Холшевников В. Е. Мысль, вооружённая рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. — СПб. : Academia , 2005. — 672 с. — ISBN 978-5846502994 .
Источник —

Same as Полиметрия (поэзия)