Interested Article - Port Mone Trio

Port Mone Trio ( чит. [pɔ:t mɔnɛ]) — инструментальное трио из Минска ( Белоруссия ), исполняющее минималистичную современную музыку с отголосками самых разных традиций и жанров . В состав коллектива входят Алексей Ворсоба ( аккордеон , клавишные и сэмплы инструментов), Сергей Кравченко ( перкуссия ) и Алексей Ванчук ( бас-гитара и ритм) .

Название и происхождение

Название «Port Mone trio» — своеобразная игра слов. «Порт» (в значении гавань, пристань). «Моне» — отсылка к родоначальнику импрессионизма Клоду Моне . На слух же название воспринимается, как «портмоне» (в значении кошелёк, бумажник).

Перед тем как собраться в «Port Mone trio», его участники играли в техно группе «Папарис» («Paparis»), состав которой был сформирован к концу 2005 года: Алексей Ворсоба ( клавишные ), Сергей Кравченко ( бонги ), Павел Кудрин (ритм-машина), Александр Богданович (перкуссия), Иван Борзенко (гитары) .

Творчество

Критики отмечают, что Port Mone trio представляет собой явление, которое сложно вписать в рамки каких бы то ни было стилистических форм, поскольку музыка трио — это смесь современной академической , экспериментальной музыки, джаза , фолка , нойза .

Музыка коллектива адресована тем, кто любит и умеет слушать, например, Шопена , Мундога или Пярта . При этом она понятна широкой аудитории, а концерты трио с успехом проходят как в Белоруссии, так и за границей . Британская газета The Guardian отмечает, что музыка трио «популярна среди меломанов как на востоке, так и на западе.»

Сами музыканты в интервью говорят, что слушателей Port Mone trio отличает неутраченная способность воспринимать красоту и боль окружающего мира, соотнесенность с ним, понимание того, что каждый из нас — это часть целого, непрерывного, как воздух или вода, вещества жизни.

Дебютный альбом

В 2009 году на российском лейбле «Геометрия» был издан дебютный альбом Port Mone « », который был тепло принят музыкальными критиками, а также поклонниками творчества коллектива . Дебютная пластинка получила ряд белорусских и международных наград .

Отказ от работы в студии

В 2014 году увидела свет очередная работа трио — альбом «Thou». Диск был издан крупным европейским лейблом Hevhetia (Словакия), специализирующемся на релизах джазовой, неоклассической и авангардной музыки . Официальная дата выхода альбома — 8 сентября 2014.

Запись альбома стала полем для эксперимента со звуком. Музыканты группы отказались от лабораторных условий студии и отдали предпочтение естественному акустическому пространству. Студийное оборудование было перевезено в лес, где и происходила запись всех композиций. По словам самих музыкантов, такая техника записи была продиктована не столько акустическими притязаниями, сколько идеологией самого материала, призванного выразить главную творческую миссию Port Mone trio — обращение к чему-то естественному, чистому и первозданному в человеческой душе, к тому, что существует вне социальных условностей и норм.

Альбом стал самой успешной на данный момент записью группы. Помимо премии «Альбом года» по версии портала Experty.by , работа была тепло принята отечественными и зарубежными музыкальными критиками, рецензии на альбом опубликовали многие музыкальные издания Европы и США. Артемий Троицкий , в свою очередь, разместил на youtube , приуроченный к презентации альбома в Минске.

Международные проекты

Сотрудничество с ДахаБраха

В 2011 году, во многом благодаря усилиям украинского агентства «Артполе», началось сотрудничество Port Mone trio с украинской группой ДахаБраха . Музыканты на несколько недель поселились в украинском селе Хмелева , где сочинили совместную программу. Продолжением сотрудничества стали несколько совместных туров и выступления на многочисленных фестивалях Европы, Беларуси, Украины и России . В 2012 году музыканты записали на польской совместный альбом «The Khmeleva project», который был издан в Польше и Украине .

Музыка для немого кино

В 2013 году Port Mone trio по заказу Национального центра Александра Довженко создали музыкальное сопровождение к немому фильму «Хлеб» (реж. Николай Шпиковский , 1929 ). Помимо выступлений с «живым» музыкальным сопровождением фильма на фестивалях, данная работа коллектива была издана Национальным центром Александра Довженко на .

Музыка для театра

Впервые музыка Port Mone trio была использована в театральной постановке «Пясочны замак» Белорусского государственного театра кукол (реж. Алексей Лелявский). Музыкальное оформление было написано музыкантами специально для спектакля и исполнялось «в живую», при этом музыканты находились на сцене во время исполнения. Премьера спектакля состоялась в Минске на сцене Театра кукол в 2008 году, международная премьера — в Тегеране (Иран) на Международном фестивале театров кукол «Мобарак».

В 2012 году Port Mone trio приняло участие в проекте британского актера, режиссёра и перформера Че Кельвина. Написанная для моно-спектакля музыка, также исполнялась «в живую».

В 2013 музыка Port Mone trio была использована в спектакле «Бi-Лінгвы, цi кураня з сэрцам» (автор и режиссёр Андрей Савченко). В 2015 году показ спектакля во внеконкурсной программе фестиваля « Золотая маска » в Москве вызвал в театральной среде.

В конце того же 2013 года состоялась премьера хореографического спектакля «Секунда» (режиссёр Ольга Скворцова), созданного совместного с минской труппой SKVO’s Dance Company. По уже сложившейся традиции музыканты Port Mone trio принимали непосредственное участие в спектакле и находились на сцене во время исполнения музыки к спектаклю.

Международные контракты

Port Mone trio успешно гастролирует и издает свои альбомы странах Европы. В начале 2014 года музыканты подписали контракт со словацким лейблом , специализирующимся на джазовой и неоклассической музыке с дистрибуцией альбомов по всему миру.

Также в конце 2014 года был подписан контракт с крупным международным концертным агентством , сотрудничающим с Гораном Бреговичем (Сербия), Manu Chao (Испания), Алиной Орловой (Литва), Салифом Кейта (Мали) и многими другими артистами со всего мира .

Совместная работа с Jacaszek

В 2016 году Port Mone trio приступили к работе над совместным проектом с польским электронным музыкантом Концертная презентация электронно-акустического музыкального проекта «Миниатюры» на тексты беларуского писателя Сократа Яновича состоялась на фестивале Триалог в Крынках (Польша) в августе 2016 года. Также проект был презентован в Белоруссии в рамках Dislocation X Mental Force Festival.

Дискография

  • 2007 « PORT MONE » Промо-альбом | CD , DIY
  • 2009 « Dip » Альбом | CD, Геометрия, Россия
  • 2012 « Khmeleva Project » (совместно с ДахаБраха ) Альбом | CD, Артполе / Наш Фармат, Украина
  • 2014 « Хліб » Художественный немой фильм. Ремастеринг с музыкальным оформлением Port Mone trio | DVD, Национальный центр А. Довженко , Украина
  • 2014 « Thou » Альбом | CD, Hevhetia, Словакия

Награды

Отзывы критиков

«Это группа, которая совершенно спокойно могла бы представлять Беларусь, и вообще славянскую музыку, на конкурсах, фестивалях в самых разных странах — и уверен, что и там на жюри и экспертов она производила бы очень хорошее впечатление»

«Это такой мрачно-минорный замес из пост-рока и фолка. Очень милая аккордеонная музыка. Авторская и композиторская мысль этого коллектива представляется мне в высшей степени качественной в отличие от большого количества современной аккордеонной импровизационной музыки (включая джаз и авангард), где инструменталист велеречиво и безответственно выдувает из мехов свои рулады.»
Артемий Троицкий

«…Несмотря на отсутствие фолк-мотивов, эту музыку так и хочется назвать корневой: атональные переливы аккордеона способны вызвать чувство всамделишного страха, а шаманские ритмы перкуссии и гулкие линии баса могут запросто вогнать в транс.»
Илья Зинин
« Rolling Stone »

«Port Mone, всерьез апеллирующие к философии постструктуралистов, играют нечто среднее между минимал-техно, фоновым джазом и нью-эйджем; текучие, бессловесные, медлительно развивающиеся композиции, в которых, однако, постоянно поддерживается градус напряжения, не позволяющий совсем уж впасть в сон разума. Очень глубокая, вдумчивая и неспешная музыка…»
Александр Горбачев
Журнал «Афиша»

«Одним из знаковых считаю аншлаг в КЗ „Верхний город“ на концерте Port Mone в мае 2015 года. Это пример того, как при правильном подходе даже нестандартная музыка может собирать свою публику в Минске. Осенью музыканты уже самостоятельно организовали и провели аналогичный и не менее успешный концерт».

Дмитрий Безкоровайный
Experty.by

Примечания

  1. Вагнер, Вера. // БелГазета : газета. — 2007. — 14 мая ( № 19 (589) ). 22 февраля 2020 года.
  2. . TUT.BY (23 марта 2007). Дата обращения: 23 октября 2018. 1 января 2019 года.
  3. MoonliT . «МЫ» (17 августа 2005). Дата обращения: 13 февраля 2019. 28 августа 2005 года.
  4. . TUT.BY (8 ноября 2006). Дата обращения: 23 октября 2018. 1 января 2019 года.
  5. . БелаПАН (9 ноября 2006). Дата обращения: 23 октября 2018. 28 октября 2018 года.
  6. . Hair Peace Salon (29 апреля 2007). Дата обращения: 18 ноября 2018. 30 октября 2007 года.
  7. Свірын, Ілья; Бунцэвіч, Надзея. (белор.) // (белор.) : газета. — 2015. — 6 чэрвеня ( № 23 (1201) ). 13 февраля 2020 года.
  8. Новицкий, Дмитрий; Шелкович, Антон; Шелкович, Антон.: . Журнал «Большой» (19 августа 2015). Дата обращения: 21 марта 2020. 21 марта 2020 года.
  9. Рогач, Александра . Советская Белоруссия (14 ноября 2007). Дата обращения: 23 июля 2020. 23 июля 2020 года.
  10. Самусик, Ольга (2005). . Музыкальная газета (10). из оригинала 1 сентября 2020 . Дата обращения: 2 сентября 2020 .
  11. . Дата обращения: 17 июня 2013. 2 октября 2013 года.
  12. Куреннов, Никита; Шелкович, Антон; Шелкович, Антон.: . Журнал «Большой» (18 августа 2015). Дата обращения: 21 марта 2020. 21 марта 2020 года.
  13. Karpov, Eugene (2015-08-18). . The Guardian (англ.) . из оригинала 26 апреля 2016 . Дата обращения: 26 апреля 2016 .
  14. Замировская, Татьяна . Журнал «Большой» (16 февраля 2014). Дата обращения: 21 марта 2020. 21 марта 2020 года.
  15. Пепеляев, Валентин . Советская Белоруссия (3 марта 2010). Дата обращения: 6 февраля 2020. 6 февраля 2020 года.
  16. Пепеляев, Валентин Советская Белоруссия (3 апреля 2015). Дата обращения: 6 февраля 2020. 6 февраля 2020 года.
  17. . Наша Ніва . Дата обращения: 26 апреля 2016.
  18. Замировская, Татьяна . Журнал «Большой» (13 ноября 2013). Дата обращения: 21 марта 2020. 21 марта 2020 года.
  19. Будкін, Сяргей (белор.) . (белор.) (2 апреля 2012). Дата обращения: 4 марта 2020. 4 марта 2020 года.
  20. Замировская, Татьяна . Журнал «Большой» (11 апреля 2012). Дата обращения: 21 марта 2020. 21 марта 2020 года.
  21. . Московский комсомолец . Дата обращения: 25 апреля 2016. 26 апреля 2016 года.
  22. . Onliner.by . Дата обращения: 26 апреля 2016. (недоступная ссылка)
  23. Калеснікава, Маша (белор.) . Европейское радио для Беларуси (6 мая 2015). Дата обращения: 8 января 2020. 27 января 2016 года.
  24. CЛЭП (2007). . Музыкальная газета (белор.) (05). из оригинала 15 сентября 2020 . Дата обращения: 15 сентября 2020 .
  25. Будкін, Сяргей (белор.) . (белор.) (16 октября 2014). Дата обращения: 2 марта 2020. 19 июня 2018 года.
  26. . Дата обращения: 17 июня 2013. 26 января 2013 года.
  27. . Дата обращения: 17 июня 2013. 2 октября 2013 года.
  28. . Дата обращения: 17 июня 2013. 4 июня 2013 года.
  29. . TUT.BY . Дата обращения: 26 апреля 2016. Архивировано из 9 мая 2016 года.
  30. . Experty.by (23 февраля 2010). Дата обращения: 18 июня 2013. 18 июня 2013 года.
  31. Илья Зинин. . Rolling Stone Russia (15 января 2010). Дата обращения: 18 июня 2013. 1 апреля 2014 года.
  32. Горбачев А. // Афиша . — 2008. — № 238 . 5 октября 2013 года.
  33. Тарналицкий, Тарас . (белор.) (28 декабря 2015). Дата обращения: 9 апреля 2020. 9 апреля 2020 года.

Ссылки

Источник —

Same as Port Mone Trio