Interested Article - Монтажный стол
- 2020-02-11
- 1
Монта́жный стол — устройство для просмотра отснятой киноплёнки и монтажа кинофильмов . Используется при «оптической» технологии кинопроизводства в цехах монтажа на киностудиях . В настоящее время простейшие монтажные столы используются в кинохранилищах для просмотра архивных киноплёнок, а также в кинотеатрах для склеивания частей фильма в один рулон, предназначенный для плэттеров . Упрощённые устройства просмотра 8 и 16-мм киноплёнки — киноскопы — выпускались для кинолюбителей . Современная цифровая технология монтажа кинофильмов основана на использовании вместо монтажного стола компьютера .
Звукомонтажный аппарат — устройство, состоящее из кинопроектора , способного одновременно транспортировать две киноплёнки: одну с изображением и вторую с фонограммой . Звукомонтажные аппараты стали первыми устройствами для монтажа, и позднее были практически полностью вытеснены звукомонтажными столами.
Звукомонта́жный стол — комбинация звукомонтажного аппарата и монтажного стола, предназначенная для одновременного монтажа и синхронизации разных киноплёнок с изображением и оптической фонограммой . В отличие от обычного монтажного стола, оснащённого одним лентопротяжным механизмом, звукомонтажные имеют два (двухактовые столы), которые могут работать как синхронно, так и независимо друг от друга . Современные столы кроме оптической могут работать также с магнитной фонограммой на 35 или 16-мм перфорированной магнитной ленте , а также с цифровыми фонограммами . Для работы с двумя фонограммами используются трёхактовые столы, а для работы с двумя фонограммами и двумя киноплёнками с изображением многокамерной съёмки — четырёхактовые .
Монтажными столами на телевидении называли оборудование линейного электронного видеомонтажа, функциональный принцип построения которого заимствован из кинематографа . В настоящее время монтажные контроллеры (пульты, управляющие монтажными видеомагнитофонами ) в основном вытеснены компьютерами, предназначенными для нелинейного монтажа.
Устройство
Особенностью лентопротяжного тракта монтажных столов является возможность просмотра изображения на просветном экране при движении киноплёнки с любой скоростью и в любом направлении. Для этого вместо скачковых механизмов используется оптическая компенсация при непрерывном движении плёнки. Кроме удобства просмотра и поиска нужных кадриков , такое устройство снижает износ рабочего позитива , повреждения которого недопустимы. Сохранности плёнки также способствует специальная осветительная система с небольшой теплоотдачей и автоматическим уменьшением накала лампы во время стоп-кадра или замедленного просмотра. Движение может осуществляться как ручным приводом при малых скоростях, так и электроприводом .
Большинство современных монтажных столов допускают ускоренный просмотр материала вплоть до десятикратной скорости от нормальной частоты киносъёмки . Стандартные скорости просмотра 24/25 кадров в секунду стабилизируются кварцевым резонатором . Управление движением приводов осуществляется кнопками пульта и педалями, вмонтированными в основание стола . Каждый из лентопротяжных трактов оснащён счётчиком, позволяющим определять места склеек с кадровой точностью. Для измерения длины плёнок на поверхности стола предусмотрена специальная линейка , размеченная в кадрах и сантиметрах . Кроме того, на большинстве столов размещается матовое стекло с нижней подсветкой для удобства рассматривания киноплёнки на просвет.
В отличие от остальной кинотехники , в которой киноплёнка движется в лентопротяжном механизме вертикально, в большинстве монтажных столов движение плёнки происходит в горизонтальной плоскости . Такая конструкция считается классической и повышает удобство работы монтажёра за счёт горизонтального расположения рулонов, не требующих предохранения от «рассыпания». Любой монтажный стол оснащён как минимум двумя дисками («тарелками»), на которых располагаются подающий и принимающий рулоны киноплёнки. При наличии двух лентопротяжных трактов количество дисков удваивается. В четырёхактовых столах используются восемь «тарелок».
При этом разные тракты могут работать как независимо друг от друга, так и синхронно. Раздельное движение плёнок используется во время поиска совпадения изображения и фонограммы для их синхронизации, как правило по изображению хлопушки и её звуку. Наибольшее распространение получили трёхактовые столы, в которых один из лентопротяжных механизмов используется для киноплёнки, а два других — для фонограмм, например для речевой и музыкальной. Кроме столов, рассчитанных на один формат киноплёнки, распространение получили двухформатные столы, позволяющие работать как с киноплёнкой 35-мм , так и 16-мм .
Звукомонтажные столы, в отличие от обычных монтажных, дополнительно оснащаются звуковоспроизводящей системой и громкоговорителями . Для фотографических фонограмм устанавливается оптическая звукочитающая система, а для магнитных — воспроизводящие магнитные головки . Обе системы устанавливаются в каждом лентопротяжном механизме стола, позволяя считывать любые типы фонограмм, в том числе совмещённые на плёнке с изображением. Современные звукомонтажные столы предусматривают возможность работы с цифровыми фонограммами на различных носителях. При этом синхронизация происходит автоматически по временны́м кодам фонограммы и футажным номерам киноплёнки . Склейка рабочих позитивов производится скотчем при помощи склеечного полуавтомата , а негатива — клеем .
Порядок работы
Перед началом работы плёнки с изображением и фонограммой синхронизируются. Для этого они заряжаются в соответствующие лентопротяжные тракты стола, после чего определяется взаимное положение плёнок, соответствующее синхронному звучанию. В большинстве случаев совмещение производится по изображению хлопушки или другим синхронным отметкам, если они предусмотрены конструкцией киносъёмочного и звукозаписывающего аппаратов . Чаще всего, момент срабатывания хлопушки отмечается крестами на плёнках с изображением и фонограммами.
После этого лентопротяжные тракты переключаются на синхронный ход и производится просмотр и прослушивание всего материала при нормальной скорости, соответствующей частоте киносъёмки. Кинорежиссёр (чаще всего, совместно с оператором-постановщиком и звукорежиссёром ) производит отбор годных дублей, которые вырезаются монтажёром из рабочих позитивов изображения и фонограммы, используемых при первичном монтаже . После отбора дублей ролики склеиваются в общие рулоны в порядке, соответствующем сценарию . Отрезки рабочего позитива изображения склеиваются в один рулон, а отрезки киноплёнки или магнитной ленты с фонограммой — в другой. В случае двух фонограмм (например, речевой и музыкальной или речевой и шумовой) склеиваются два соответствующих рулона. В немых сценах, рассчитанных на последующее озвучение , монтируется только изображение, а к фонограммам подклеиваются пустые ракорды такой же длины.
При монтаже съёмок с двух камер на четырёхактовых столах одновременно на двух экранах просматриваются обе киноплёнки, синхронизированные друг с другом и с фонограммами. При этом определяются места склеек между изображениями разных камер, в которых на обеих киноплёнках делаются отметки. После разметки всего эпизода киноплёнки разрезаются по отметкам и склеиваются в «шахматном порядке» таким образом, чтобы конец отрезка плёнки одной камеры стыковался с началом соседнего отрезка плёнки другой. В результате на склеенном таким образом рабочем позитиве сочетаются кадры одной и той же сцены, снятые двумя камерами с разных точек и с разной крупностью плана. Благодаря синхронному ходу обеих плёнок в механизмах стола, склейка происходит таким образом, что синхронизация со звуком не нарушается и не происходит временно́го скачка изображения при переходах от одной камеры к другой. При большем количестве камер многокамерной съёмки, вклеивание изображения каждой следующей происходит поэтапно после монтажа первых двух киноплёнок.
Смонтированные изображение и фонограмма используются в дальнейшем при записи музыки, шумовых эффектов, речевом озвучении и последующей приёмке фильма на двух плёнках. Утверждаемая съёмочной группой плёнка с фонограммой является результатом перезаписи, во время которой сводятся музыкальная, шумовая и речевая фонограммы, последняя из которых получена после первичного монтажа и озвучения в студии . После утверждения смонтированного рабочего позитива таким же образом производят монтаж негативов изображения и фонограммы в точном соответствии с местами склеек позитива, отсчитываемыми относительно футажных номеров .
Марки монтажных столов
В кинематографе наиболее известны звукомонтажные столы марки «Steenbeck», которая за 60 лет выпуска в Германии стала синонимом понятия «монтажный стол». Американская компания «Moviola», выпустившая первое в истории кинематографа монтажное приспособление, продолжает традиции, производя звукомонтажные столы прежней консольной компоновки с вертикальным расположением рулонов. Кроме этих популярных брендов монтажных столов существуют другие, которые выпускаются в Италии , Франции и Великобритании . В настоящее время их выпуск ограничен в связи с переходом кинематографа на цифровые технологии, при которых монтируется не киноплёнка, а её цифровая копия Digital Intermediate . Некоторые кинематографисты предпочитают классический монтаж плёночного негатива, который оцифровывается после склейки. В этом случае используются монтажные столы.
В СССР звукомонтажные столы выпускались заводом «Ленкинап». Производились столы для 35-мм фильмов обычного и широкоэкранного форматов, а также столы для 16 и 70-мм киноплёнки (серий «16-УЗМС» и «70-УЗМС-1» ). Отдельную категорию составляли столы для панорамного кино , поскольку изображение в этих киносистемах снималось одновременно на три киноплёнки. Одним из наиболее распространённых советских монтажных столов был стол для работы с 35-мм киноплёнкой «35-УЗМС-1» . Звукомонтажный стол «35МС-21» оснащался компьютеризованной системой автоматического поиска монтажных меток по кодам на киноплёнке и магнитной ленте . Первые годы после появления широкоэкранных анаморфированных киносистем для монтажа фильмов этих форматов использовались обычные 35-мм столы, и монтажёр наблюдал на экране искажённое изображение, сжатое по горизонтали. Один из последних советских звукомонтажных столов «А742А» был оснащён тремя лентопротяжными трактами, и анаморфотной оптикой , дававшей широкоэкранное изображение нормальных пропорций . Модификация «А741А» была рассчитана на 16-мм киноплёнку.
Кроме профессионального оборудования выпускались киноскопы, облегчающие монтаж любительского узкоплёночного немого кино: «Купава-8» и «Селена» для 8-мм киноплёнки, а также «Купава-16» и «Экран-16» для 16-мм .
Интересные факты
- Работа на звукомонтажном столе показана в фильме « Прокол ». Главный герой картины производит синхронизацию случайно записанной фонограммы автокатастрофы с переснятыми на киноплёнку фотографиями при помощи звукомонтажного аппарата «Мовиола».
См. также
Примечания
- В кинопроизводстве также получили распространение магнитные ленты шириной 17,5 мм с односторонней перфорацией
- Исключение составляют любительские узкоплёночные киноскопы и отдельные типы специализированных профессиональных столов
Источники
- , с. 195.
- . « Нева-фильм ». Дата обращения: 13 сентября 2014. Архивировано из 13 сентября 2014 года.
- , с. 205.
- ↑ , с. 255.
- , с. 65.
- ↑ , с. 386.
- ↑ , с. 92.
- , с. 234.
- ↑ , с. 67.
- , с. 200.
- , с. 64.
- , с. 63.
- (англ.) . Steenbeck. Дата обращения: 13 сентября 2014. 1 ноября 2016 года.
- . Kodak . Дата обращения: 13 сентября 2014. 13 сентября 2014 года.
- ↑ . Kodak . Дата обращения: 24 июля 2012. 6 августа 2012 года.
- ↑ , с. 159.
- , с. 387.
- , с. 261.
- , с. 66.
- , с. 412.
- , с. 69.
- , с. 26.
Литература
- Беляев В. А., Лагузинский В. С. Звукомонтажный стол с автоматизированным поиском фильмовых материалов по коду Техника кино и телевидения » : журнал. — 1981. — № 3 . — С. 69 . — ISSN . // «
- Я. Бутовский, И. Вигдорчик. Технология монтажа кинофильмов / Т. С. Зиновьева, Л. О. Эйсымонт. — М. : «Искусство», 1968. — 127 с.
- М. З. Высоцкий. Системы кино и стереозвук / Эйсымонт Л. О.. — М. : «Искусство», 1972. — 336 с. — 3500 экз.
- Е. М. Голдовский . Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М. : «Искусство», 1965. — 636 с.
- Иофис, Е. А. Киноплёнки и их обработка / В. С. Богатова. — М. : Искусство , 1964. — С. 24—68. — 300 с.
- Е. А. Иофис . / И. Ю. Шебалин. — М. : «Советская энциклопедия», 1981. — С. , 196. — 447 с.
- Б. Н. Коноплёв . Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М. : «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
- Кудряшов Н. Н., Кудряшов А. Н. Глава X. Обработка киноплёнки, монтаж и эксплуатация фильма // Справочник кинолюбителя. — М. : «Искусство», 1986. — 254—259 с. — 200 000 экз.
- Н. Кудряшов. Глава XII. Техника монтажа узкоплёночных кинофильмов // «Как самому снять и показать кинофильм». — 1-е изд. — М. : Госкиноиздат, 1952. — С. 203—210. — 252 с.
- А. И. Парфентьев. Магнитная запись в кинотехнике / А. Х. Якобсон. — М. : «Искусство», 1957. — 278 с.
- С. А. Соломатин, В. Ф. Гордеев, Д. В. Крылов, В. М. Бондарчук. Основные итоги развития научной и материально-технической базы кинематографии в десятой пятилетке Техника кино и телевидения » : журнал. — 1981. — № 5 . — С. 3—28 . — ISSN . // «
- Фёдор Хитрук . Профессия — аниматор / Юрий Михайлин. — М. : «Гаятри», 2007. — Т. I. — С. 198—203. — 304 с. — ISBN 978-5-9689-0137-8 .
Ссылки
- (англ.) . Steenbeck. Дата обращения: 13 сентября 2014. Архивировано из 13 марта 2012 года.
- 2020-02-11
- 1