Interested Article - Обухович, Николай Владимирович

Никола́й Влади́мирович Обухо́вич ( 21 февраля 1936 , Ленинград 1 сентября 2016 , Санкт-Петербург ) — советский и российский кинорежиссёр-документалист, оператор и сценарист, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2002).

В список лучших фильмов всех времён и народов (по мнению российских кинокритиков), опубликованный к 100-летию кинематографа в « Искусстве кино » (№ 11, 1995), включён и фильм Обуховича «Наша мама — герой» .

Биография

Коле был год, когда его отца — Василия Обуховича арестовали (семья его больше никогда не увидит, он погиб в лагерях) и его матери — Людмиле Николаевне, чтобы выжить, пришлось устроиться работать в санаторий в городе Пушкин . Там она вскоре повстречала Владимира Карловича Шульца, прибалтийского немца, детского воспитателя, заменившего её сыну отца. В 1941 году в самом начале войны Николай был крещён в Знаменской церкви города Пушкин. Шульц ушёл на фронт, а когда вернулся без ноги, они с матерью поженились. Так урождённый Васильевичем Николай стал Владимировичем. Именно отчим, неплохо рисовавший сам, обучил этому воспитанника .

Николай поступил в среднюю художественную школу при Академии художеств (в Ленинграде ), которую окончил в 1954 году. В 1959 году окончил постановочный факультет Ленинградский государственный театральный институт им. А. Н. Островского (мастерская Н. Акимова ) по специальности «Художник-технолог сцены» и был принят на киностудию « Ленфильм », где работал декоратором , а затем художником (« Мальчик с коньками »).
С 1962 года работал оператором на фильмах Ленинградской студии кинохроники (Ленинградская студия документальных фильмов с 1968).

В 1970 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров в Москве (мастерская Е. Вермишевой ), вернулся на ЛСДФ (ныне — Санкт-Петербургская студия документальных фильмов) и стал работать режиссёром .

Имел учеников и последователей ( В. Балаян , А. Хамидходжаев и другие), помогал им в осуществлении самых дерзких проектов («Англетер» , 1989). С 2002 года преподавал в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения , руководил творческой мастерской «Режиссёр неигрового кино- и телефильма» .

Со своими работами режиссёр был в конкурсах многих союзных, российских, а также международных кинофестивалей в Австрии, Германии, Польше, Швеции, США , участвовал в работе жюри VIII Открытого фестиваля неигрового кино «Россия» , (1997), 20-го Международного кинофестиваля документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку» , (2010).

За свою жизнь Обухович сделал достаточно много: снял более трёх десятков документальных фильмов, более 100 сюжетов для кинопериодики, 3 спецвыпуска. Был режиссёром 20 номеров киножурналов , автором документальных многосерийных циклов для телеканала « Культура ».

Член Союза кинематографистов СССР (Ленинградское отделение) .

Н. В. Обухович скончался 1 сентября 2016 года . Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.

Семья

Был женат, сын Владимир Обухович (род. 1965) — сценарист, режиссёр, начальник отдела художественно-публицистических программ телеканала «Культура» .

Творчество

С первых шагов Обухович являлся ярким представителем авторского направления в документалистике — даже там, где касался самых ключевых, знаковых тем эпохи. В его портретах женщин-героинь труда — «Председатель Малинина» (1976), «Наша мама — герой» (1979) — ещё тогда многие усматривали черты «нечеловеческого лица социализма», будто бы они только используются режиссёром как повод для высказывания .

Увы, личное пронизано общественным, скреплено им, но режиссёр не сколачивает из материала человеческого существования метафору уродливой социальности. Он чувствителен к жизни как таковой, не сводимой к метафоре, но вместе с тем «ловит» в кадр её, жизни, податливую готовность принять те формы, каковые в любой момент могут быть ей предписаны.

Андрей Шемякин , «Новейшая история отечественного кино», 2001

Прежде чем выйти, фильм «Председатель Малинина» подвергался многократным цензурным переделкам, ведь речь шла об отмеченной всеми советскими наградами передовике Малининой П. А. . Ещё одну ленту о Герое Соцтруда Голубевой В. Н. «Наша мама — герой» вообще 10 лет продержали на полке — курировавший фильм Ивановский обком партии имел категорические возражения из-за того, что в нём полностью демифологизирован советский культ труда .

Несчастная ткачиха, которая получает ордена и работает на 10 станках, у неё заброшена семья, муж и сын едят на кухне рыбу с газеты, и, приходя домой, она снимает сапоги с опухших ног и плачет в коридоре.
Ею манипулирует власть, но и режиссёр манипулирует ею против власти.
В лице Николая Обуховича киновласть обрела идеального противника.

Анна Ганшина, «ЛСДФ. Начало и конец истории», 2016

«Диалоги» (1986), в основе которого репетиция-концерт « Поп-механики » Сергея Курёхина в ленинградском клубе «Маяк», тоже стал своеобразным идеологическим камнем преткновения — его долго не хотели выпускать в прокат и собирались положить на полку. Он был показан главному идеологу Политбюро ЦК КПСС Е. К. Лигачёву и подвергся резкой критике в печати. Было и письмо К. Хачатуряна , профессора Московской консерватории: «В нарядном дворцовом зале, который никак не вяжется с тем, что там происходит…» . Чтобы спасти фильм, Обуховичу пришлось доснимать «вступительное слово» поэта Андрея Вознесенского , который пояснял зрителям, что это фильм-эксперимент, который нельзя воспринимать, как обычную научно-популярную ленту.

Обнародованная история «полочного» фильма «Наша мама — герой», верховная ругань товарища Лигачёва по адресу «Диалогов» — эти две акции во времена крепчающей гласности были достаточным основанием для того, чтобы Николай Обухович проснулся знаменитой жертвой режима. Но он слишком хорошо знал цену и тем, кто разрешил прозрение, и тем, кто прозевал по команде, чтобы купиться на подобный титул. Все семидесятые-восьмидесятые Н. О. честно пытался соответствовать общепринятым стандартам кинопублицистики, но неизменно открывал бытийное измерение там, где пропаганда хотела бы оперировать одномерными клише.

Андрей Шемякин , «Новейшая история отечественного кино», 2001

Какую бы из тем ни брал Обухович для следующего фильма, это всегда был выбор между кино и пропагандой, а по сути выбор между изображением и словом. В системе, когда было регламентировано всё, кроме способа сказать, Обухович предпочитал непрямое говорение на кинематографическом языке. Даже в жанровом «заказном» материале нетривиальные и тонкие фактуры Обуховича обрастают дополнительными смыслами и контекстами, нетипичность его подхода сильно бросается в глаза в сравнении с другими документальными киноочерками того времени .

Упорное разглядывание быта, формирующего существование героя, и сосредоточенное фиксирование человеческих реакций – являются отличительными чертами его кинематографического стиля.
Вглядываясь в лица людей и регистрируя всплески неподдельных эмоций, он выстраивал драматургию, основанную на хрупком чувственном восприятии окружающей реальности. Наверное, от этого работы Николая Обуховича, вне зависимости от тематики, кажутся лиричными, честными и в высшей мере гуманистическими.

Иван Бортников, «Николай Обухович. Коллекционер человеческих эмоций», 2016

Вплоть до перестройки Обухович оставался «невыездным» режиссёром . Первый широкий показ «Нашей мамы…» состоялся в 1989 году на фестивале в Мюнхене.
К середине 90-х, когда производство на Санкт-Петербургской студии документальных фильмов фактически прекратилось, Обухович с горечью признавал:

И вот кончилась эта эпоха, остались все голые и непонятно, чем это всё кончится, потому что потеряли всю эту культуру, этот эзопов язык и что теперь делать? Сегодня нет никакой борьбы, надо бороться лишь за то, чтобы достать деньги…

Фильмография

Оператор
  • 1963 — Тринадцатый старт
  • 1965 — Второе рождение
  • 1965 — Гордое смирение (совместно с Ю. Александровым)
  • 1965 — Спокойная сталь (совместно с Ю. Заниным)
  • 1966 — На благо моряка
  • 1966 — На режиссёрских уроках (совместно с Ю. Заниным)
  • 1966 — Письма с Невского пятачка
  • 1967 — Классы (совместно с Ю. Заниным)
  • 1967 Срочно требуется песня (совместно с Ю. Заниным)
  • 1968 — Земля на ладонях
  • 1968 — Судьбы книг — судьбы людей
  • 1969 — А завтра в море (совместно с О. Роменским)
  • 1969 — Назван именем Ленина (совместно с Ю. Александровым)
Режиссёр
  • 1971 — Вся сталь Абакумова
  • 1971 — Помнить всегда
  • 1971 — Чтобы ничего не случилось
  • 1972 — НОТ на КИПе
  • 1972 — Скорый Москва – Ленинград
  • 1973 — 38-й километр (также автор сценария совместно с Б. Лобковым)
  • 1973 — До детства обратный билет
  • 1973 — Мне о России надо говорить…
  • 1974 — Большие хлопоты
  • 1974 — Что ты делаешь вечером?
  • 1975 — Калужские рубежи
  • 1976 — Председатель Малинина
  • 1977 — Ночь разведённых мостов
  • 1979 — Арктика на всю жизнь
  • 1979 1989 — Наша мама — герой (также автор сценария)
  • 1981 — Балтийский ветер
  • 1982 — Призвание учитель
  • 1982 — Тыл
  • 1983 — Золотая пластинка-2
  • 1984 — Из семейного альбома
  • 1984 — Колхоз «Красный маяк» (также автор сценария)
  • 1985 — Золотая пластинка-3
  • 1985 — Приём по личным вопросам
  • 1986 — Диалоги (также автор сценария)
  • 1986 — Золотая пластинка-4 (также автор сценария)
  • 1987 — В поисках портрета
  • 1988 — Жизнь по лимиту
  • 1988 — Четвёртый сон Анны Андреевны
  • 1989 — И не кончается строка (также автор сценария)
  • 1992 Сонм белых княжон
  • 1995 — Не о Сталине
  • 1998 — День Вознесения
  • 2000 — Кинолетопись России № 5 (альманах)
  • 2004 — Ноев ковчег Виктора Дольника

Награды и премии

«Вся сталь Абакумова» (1972)
  • Приз Кировского завода на фестивале о рабочем классе.
«Председатель Малинина» (1976)
«Из семейного альбома» (1984)
«Наша мама — герой» (1979—1989)
  • Приз за лучший документальный фильм II ВКФ неигрового кино в Воронеже (1990);
  • Приз критиков II ВКФ неигрового кино в Воронеже (1990);
  • Приз зрительских симпатий II ВКФ неигрового кино в Воронеже (1990).
«Не о Сталине» (1995)
«День Вознесения» (1998)
  • Премия и золотая медаль «Бронзовый Пегас» — «За поэтический язык Евразии» ;

Примечания

  1. . Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения . Дата обращения: 2 декабря 2023. 30 мая 2019 года.
  2. . Онлайн-платформа «Смотрим» (24 февраля 2016). Дата обращения: 13 ноября 2023.
  3. . Биографии . Дата обращения: 2 декабря 2023. 21 октября 2019 года.
  4. Новейшая история отечественного кино, 1986-2000 / Любовь Аркус и др.. — кинословарь. — СПб. : Сеанс, 2001. — Т. II. — С. 385. — 536 с. — ISBN 5-901586-02-6 .
  5. // Сеанс : журнал. — 2011. — 5 апреля ( № 41/42 ). — ISSN . 24 сентября 2020 года.
  6. . С. А. Есенин (18 августа 2010). Дата обращения: 20 июня 2019. Архивировано 18 июня 2019 года.
  7. . Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения . Дата обращения: 2 декабря 2023. 30 мая 2019 года.
  8. , с. 148.
  9. Справочник Союза кинематографистов СССР . — М. : Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1986. — С. 247. — 544 с. — 6000 экз.
  10. . ГТРК «Санкт-Петербург» . Дата обращения: 20 июня 2019. 14 сентября 2019 года.
  11. . Музей ЦСДФ (14 октября 2016). Дата обращения: 20 июня 2019. 25 февраля 2019 года.
  12. . . Живой Журнал (14 марта 2019). Дата обращения: 2 декабря 2023. 24 июня 2019 года.
  13. Бортников Иван. . Accents Russes (10 февраля 2017). Дата обращения: 20 июня 2019. Архивировано 4 августа 2020 года.
  14. . Национальная премия «Лавровая ветвь» в области неигрового кино и телевидения . Дата обращения: 2 декабря 2023. 5 июня 2019 года.
  15. . Киноархив net-film . Дата обращения: 6 декабря 2023.
  16. . Киноархив net-film . Дата обращения: 6 декабря 2023. 10 июня 2019 года.
  17. . Киноархив net-film . Дата обращения: 6 декабря 2023.
  18. . Киноархив net-film . Дата обращения: 6 декабря 2023.
  19. . Киноархив net-film . Дата обращения: 6 декабря 2023. 10 июня 2019 года.
  20. . Киноархив net-film . Дата обращения: 6 декабря 2023. 14 февраля 2021 года.
  21. . Киноархив net-film . Дата обращения: 6 декабря 2023.
  22. . Киноархив net-film . Дата обращения: 6 декабря 2023. 10 июня 2019 года.
  23. . Киноархив net-film . Дата обращения: 20 июня 2019. 9 июня 2019 года.
  24. от 9 июня 2019 на Wayback Machine
  25. . Киноархив net-film . Дата обращения: 20 июня 2019. 10 июня 2019 года.
  26. . Киноархив net-film . Дата обращения: 20 июня 2019. 10 июня 2019 года.
  27. . Киноархив net-film . Дата обращения: 20 июня 2019. 9 июня 2019 года.
  28. . Киноархив net-film . Дата обращения: 20 июня 2019. 10 июня 2019 года.
  29. . Киноархив net-film . Дата обращения: 20 июня 2019. 10 июня 2019 года.
  30. . Киноархив net-film . Дата обращения: 20 июня 2019. 9 июня 2019 года.
  31. . Киноархив net-film . Дата обращения: 20 июня 2019. 10 июня 2019 года.
  32. . Киноархив net-film . Дата обращения: 20 июня 2019. 10 июня 2019 года.
  33. . Киноархив net-film . Дата обращения: 20 июня 2019. 10 июня 2019 года.
  34. . Киноархив net-film . Дата обращения: 20 июня 2019. 9 июня 2019 года.
  35. . Киноархив net-film . Дата обращения: 20 июня 2019. 10 июня 2019 года.
  36. . Киноархив net-film . Дата обращения: 20 июня 2019. 9 июня 2019 года.
  37. . Киноархив net-film . Дата обращения: 20 июня 2019. 9 июня 2019 года.
  38. . Киноархив net-film . Дата обращения: 20 июня 2019. 9 июня 2019 года.
  39. . Киноархив net-film . Дата обращения: 20 июня 2019. 11 июня 2019 года.
  40. . Дата обращения: 20 июня 2019. Архивировано из 11 июля 2019 года.
  41. . Geum.ru . Образовательный портал. Дата обращения: 14 апреля 2020. 12 мая 2021 года.
  42. от 1 июня 2020 на Wayback Machine (2002)
  43. . Дата обращения: 20 июня 2019. 20 июня 2019 года.

Литература

  • Карахан Л. Non-stop // Искусство кино : журнал. — 1988. — Сентябрь ( № 9 ). — ISSN .
  • Флярковский А. Хрустальный дворец демократии // Искусство кино : журнал. — 1988. — Сентябрь ( № 9 ). — ISSN .
  • Рошаль Л. И хочется счастья добиться // Советский экран : журнал. — 1989. — Сентябрь ( № 17 ). — ISSN .
  • Тимофеевский А. О «Диалогах» и достоинстве // Советский экран : журнал. — 1989. — Май ( № 10 ). — ISSN .
  • Шемякин А. Как нарисовать птицу. Николай Обухович: «фени» большие и малые // Искусство кино : журнал. — 1990. — Октябрь ( № 10 ). — ISSN .
  • Вольман Н. Герои и время. — В сб.: Фильмы. Судьбы. Голоса. Ленинградский экран. — Л. : Искусство, 1990. — 288 с.
  • Калгатина Л. П. Коган: «Документальное кино аристократично» // Искусство кино : журнал. — 1993. — Май ( № 5 ). — С. 67 . — ISSN .
  • Новейшая история отечественного кино, 1986-2000 / Любовь Аркус и др. — кино и контекст. — СПб. : Сеанс, 2002. — Т. IV. — С. 535, 537—538. — 754 с. — ISBN 5-901586-04-2 .
  • / автор-составитель: В. И. Горбатский. — М. : Материк, 2005. — 248 с. — 500 экз. ISBN 5-85646-138-x . 20 июня 2020 года.

Ссылки

  • . Портал «Вертов» . Дата обращения: 2 декабря 2023.
  • (недоступная ссылка — ) . Киноклуб Filmdoc.ru (5 октября 2016). Дата обращения: 20 июня 2019.
  • Голубев Алексей. . Музей ЦСДФ (23 ноября 2023). Дата обращения: 2 декабря 2023.
  • (фр.) . Kinoglaz: Cinéma russe et soviétique . Дата обращения: 2 декабря 2023.
Источник —

Same as Обухович, Николай Владимирович