«Любовная история, или Трагедия телефонистки»
(
серб.
Љубавни случај или трагедија службенице ПТТ
,
сербохорв.
Ljubavni slucaj ili tragedija sluzbenice P.T.T.
) — фильм
югославского
,
сербского режиссёра
Душана Макавеева. Снят на студии Avala Film (
Югославия
) в 1967 году.
Содержание
Сюжет
На протяжении всего фильма демонстрируется история личностных и сексуальных отношений между двадцатилетней служащей междугородной телефонной станции и санитарного инспектора-
дератизатора
, начинающаяся красивым ухаживанием и завершившаяся непреднамеренным убийством девушки. Любовная линия чередуется со сторонними сюжетными вставками: сексолог читает лекцию о древних
фаллических культах
, телевизионный диктор сообщает данные о росте популяции
чёрных крыс
и успехах дератизаторов по борьбе с ними, криминалист делает подробный доклад по методам убийства, применяемому оружию и трудностях при расчленении тел и так далее. Все вставки так или иначе связаны с развитием основной сюжетной линии.
Один из первых фильмов, которые позже были названы критиками
Югославской чёрной волной
(
серб.
Црни талас
,
англ.
Yugoslav Black Wave
)
. Второй из четырёх (до отъезда из Югославии) полнометражных художественных фильмов Макавеева. Воплощение картины в чёрно-белом варианте (при технической возможности снимать в цвете), методы документального кино при показе бытовых сцен, продуманно-рваный ритм изложения, дробный монтаж позволили критикам назвать Макавеева «
балканским
Годаром
» и часто сравнивать творчество этих режиссёров
.
Критика
Роджер Эберт
: «Я доведён до отчаяния в попытке описать фильмы югославского режиссёра Душана Макавеева. <…> Проблема заключается в следующем: фильмы Макавеева просто не могут быть сопоставлены с большой частью американской аудитории. Я оцениваю, что как минимум половина купивших билеты посчитали, что их ограбили. И это случилось не потому, что Макавеев излишне интеллектуален или что-нибудь иное столь же ужасное в этом роде. Его фильмы прямы, откровенны, иногда грубы и задуманы в удивительно плохом вкусе. Но, кроме того, они чувственны и смешны. Вы должны обладать определённым складом ума, чтобы оценить юмор и точность Макавеева. Вчера вечером в кинотеатре всего 20 человек были в состоянии восторга. Мы плакали от смеха, задыхаясь и хрипя, аплодировали. Остальные зрители сидели в полном молчании»
.
Гари Моррис,
Bright Lights Film Journal
: «На протяжении фильма используются хроникальные „революционные“ кадры, демонстрирующие пафосные идеалы коммунистического государства и контрастирующие с реальной жизнью простых людей, которые не могут избежать злой судьбы»
.
Примечания
(англ.)
— 1990.
Greg DeCuir Jr.
(англ.)
. Cineaste Publishers, Inc. (2010). Дата обращения: 30 января 2012. Архивировано из
9 сентября 2012 года.
Noel Murray.
(англ.)
.
A. V. Club
(19 апреля 2002). Дата обращения: 30 января 2012.
10 сентября 2012 года.
Michael Bronski.
(англ.)
. Cineaste Publishers, Inc. (Vol.XXXIII No.1 2007). Дата обращения: 31 января 2012. Архивировано из
10 сентября 2012 года.
Roger Ebert.
(англ.)
. rogerebert.com (13 февраля 1969). Дата обращения: 1 февраля 2012.
23 февраля 2013 года.
Gary Morris.
(англ.)
. Bright Lights Film Journal (июль 2001). Дата обращения: 1 февраля 2012. Архивировано из
11 сентября 2012 года.