Interested Article - Даревский, Захар Юльевич

Захарий (Захар) Юльевич Даревский ( 1901 , Киев 10 марта 1938 , Бутово-Коммунарка , Москва ) — советский организатор кинопроизводства.

Биография

Родился в 1901 году в Киеве в семье Нины Захаровны Даревской (1879—1970) и Евеля Израилевича (Юлия Сергеевича) Даревского (1866—1952). Сестра — Анна (в замужестве Кузнецова). «Из служащих, беспартийный, образование незаконченное высшее» .

Учился на юридическом факультете Киевского университета и в студии Киевского театра Николая Соловцова . В 1919 году по окончании студии был принят в труппу. Театр Соловцова тем временем был национализирован и переименован во Второй государственный драматический театр. В конце августа 1919 года группа молодых актёров решила уйти из Киева вместе с Красной армией .

В 1919—1920 годах служил в театре политуправления 12-й армии . В 1920 году вместе со своими товарищами Марком Местечкиным , Владимиром Нелли , Яковом Уриновым приехал в Москву . В своих вопоминаниях Марк Местечкин писал:

После того как наша группа киевлян была принята в «Вольный» театр, у нас началась интересная интересная творческая жизнь. (…) Вскоре в наш «Вольный» театр пришёл Всеволод Эмильевич Мейерхольд , заведовавший тогда театральным отделом Наркомпроса. Этот выдающийся режиссёр-новатор внёс новую струю в жизнь коллектива.

В 1920—1921 годах — актёр Театра РСФСР-первого . Играл в спектаклях «Зори» (1920) , «Мистерия-буфф» (1921) , «Риенци» (черновой прогон в Большом зале Консерватории 8 июля 1921) . Был членом исполкома театра . Учился в студии Вахтангова .

В 1923 году пришёл на кинофабрику « Межрабпом-Русь » . Работал заведующим производством, директором . Пытался привлечь Мейерхольда к работе в кино . В 1925 году сыграл небольшую роль в фильме « Шахматная горячка ». В 1927 году был уволен за растрату и в марте 1928 года по приговору Московского губернского суда осуждён на восемь лет лишения свободы со строгой изоляцией . Вышел на свободу досрочно .

В 1929 году работал заведующим производством акционерного общества « Киносибирь » в Новосибирске. С сентября 1929 года — администратор и актёр Государственного театра имени Вс. Мейерхольда . В постановке пьесы Владимира Маяковского «Клоп» в ГосТиМе сыграл роль директора зоосада . В 1930 году — заведующий художественно-постановочным сектором фабрики «Культурфильм» АО « Совкино » .

С 20 января 1932 года работал на « Мосфильме » техническим директором , начальником художественно-производственного отдела, затем директором студии № 2 художественных фильмов. В феврале 1932 года в докладе секретно-политического отдела ОГПУ об антисоветской деятельности в среде интеллигенции был назван противником «введения планового начала в кинопромышленность» . Ответственный секретарь ячейки ВКП(б) писал в характеристике, что он «не способен проводить работу в условиях нашей советской системы» . 23 сентября 1937 года газета «Советское искусство» подвергла его резкой критике, выступив против слепого копирования капиталистических форм организации кинопроизводства и насаждения «института продуссеров» .

По словам актрисы Марии Мироновой , был одним из лучших директоров на «Мосфильме» . Отвечал за производство кинофильмов « Бежин луг » (1935—1937), « Аэроград » (1935), « Заключённые » (1936), «Цирк» (1936), « Тринадцать » (1936), « Последняя ночь » (1936).

23 декабря 1937 года — в разгар производства фильма « Волга-Волга » — арестован . Так как для съёмок фильма « Ленин в Октябре » «продусер» Даревский приобрёл две списанные бронемашины, пулемёты и много винтовок, в обвинительном заключении было сказано, что он «принимал участие в создании на „Мосфильме“ оружейной базы для повстанческих и террористических целей» .

10 марта 1938 года приговорён Военной коллегией Верховного суда по обвинению в участии в контрреволюционной диверсионно-террористической организации и в тот же день расстрелян .

Реабилитирован 5 сентября 1956 года определением Военной коллегии Верховного суда СССР .

Примечания

  1. Расстрельные списки: Москва, 1937—1941, «Коммунарка», Бутово. M., Научно-исследовательский и просветительский центр «Мемориал», 2000, c. 131.
  2. Фомин В. И., Гращенкова И. Н., Косинова М. Р., Зиборова О. П. // М: ВГИК. — 2012. — С. 2014—2015 . 12 декабря 2018 года.
  3. Местечкин М. В театре и в цирке. – М.: Искусство, 1976, с. 16.
  4. Местечкин М. В театре и в цирке. – М.: Искусство, 1976, с. 19.
  5. Правда нашего бытия. Из архивов театра Вс. Мейерхольда. - М.: Новое издательство, 2014, с. 211–213, 225.
  6. Правда нашего бытия. Из архивов театра Вс. Мейерхольда. - М.: Новое издательство, 2014, с. 245–246.
  7. Правда нашего бытия. Из архивов театра Вс. Мейерхольда. - М.: Новое издательство, 2014, с. 41.
  8. Правда нашего бытия. Из архивов театра Вс. Мейерхольда. - М.: Новое издательство, 2014, с. 130, 132.
  9. Иванов С. Мой отец был свидетелем смерти Маяковского // Время и мы. — Нью-Йорк, 1993, № 121, с. 266.
  10. // Советский экран : журнал. — 1925. — 1 сентября ( № 23 (33) ). — С. 11 .
  11. «...считаю счастьем для себя работать с Вами». Мейерхольд и кино // Киноведческие записки. – 2006, № 78, с. 68.
  12. // Рабис : журнал. — 1928. — 10 апреля ( № 15 ). — С. 6 . 19 ноября 2022 года.
  13. История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат. – M.: НИИК ВГИК, 2012, c. 328—329.
  14. . ГОСКАТАЛОГ.РФ . Дата обращения: 20 мая 2020. 22 июня 2019 года.
  15. . goskatalog.ru, Государственный каталог Музейного фонда РФ . Дата обращения: 20 мая 2020. 22 июня 2019 года.
  16. Н. П. ИнфоРост. docs.historyrussia.org. Дата обращения: 8 марта 2020.
  17. Алексеев Д. // Советское искусство: газета. — 1937. — 23 сентябрь ( № 44 (390) ). — С. 5 .
  18. Туровская Майя. // Киноведческие записки. — 2001. — № 50 . 11 ноября 2012 года.
  19. Салис Римгайла. // Киноведческие записки. — 2005. — № 76 . 22 января 2020 года.
  20. Туровская М. И. «Ленин в Октябре» // Ноев ковчег русского кино. От «Стеньки Разина» до «Стиляг». — М., 2012, с. 141.
  21. . ru.openlist.wiki. Дата обращения: 8 марта 2020.
Источник —

Same as Даревский, Захар Юльевич