Interested Article - Пацюков, Виталий Владимирович

Вита́лий Влади́мирович Пацюков ( 2 апреля 1939 , Москва 25 октября 2021 , там же) — советский и российский искусствовед , куратор, автор теоретических исследований в области современного искусства, член-корреспондент РАХ (2012) . Сфера художественных и исследовательских интересов — визуальное искусство, рассматриваемое в контексте других видов искусства и в сопряжении с научными, языковыми и социальными практиками, а также проблемы взаимоотношений классического авангарда и современных актуальных художественных стратегий.

Биография

Родился 2 апреля 1939 года в Москве .

В 1964 году окончил Московский авиационный институт и Московский технологический институт легкой промышленности по специальности «художественное проектирование».

C 1965 по 1970 год — ведущий обозреватель культурных событий на радиостанции «Юность».

С 1971 по 1974 — директор передвижных выставок Художественного Фонда РСФСР

С 1979 по 1986 публикует статьи в журнале русской неофициальной культуры «А-Я».

С 1975 по 1990 год возглавлял отдел изобразительного искусства в Доме народного творчества.

С 1986 по 1991 год — организатор и куратор выставок альтернативного искусства в галерее «На Каширке» : «Фольклор и авангард», «Художник и современность», «Искусство геометрии», «Праздничная культура», «Художник и модель».

С 1998 года по 2002 год вёл программы по визуальной культуре в центре «ДОМ».

С 2002 года руководил отделом междисциплинарных программ в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ), Москва.

С 1985 года осуществил ряд проектов, посвященных истории российского нонконформизма, в рамках которых было представлено творчество Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Владимира Янкилевского, Владимира Немухина, Эдуарда Штейнберга, Михаила Рогинского, Оскара Рабина, Владимира Яковлева, Бориса Михайлова, Михаила Чернышева, Евгения Чубарова и других.

В рамках ГЦСИ реализовал выставочные проекты:

«Кабаков» (2002), «Булатов» (2003), «Рогинский» (2005), «Фотограмма. Проекция. Силуэт» (2005), «Caucasus» (2006), «Европа+» (2006), «Дубль/Ремейк» (2007), «Визуальная акустика» (2007), «Слово и изображение» (2007), «Посредине мироздания» (2008), «Бриколлаж» (2008), «Живопись кино» (2009), «Ad Oculos\ Перед глазами» (2009), «Summa summarum: коллажное мышление современной культуры» (2010) и «Пригов: точка сборки» (2010), «Видеть звук» (2011), «Визуальные партитуры» (2011), «Бумажное время» (2011), «Рисовать все: вещи, понятия, состояния. Сергей Резников» (2011), «Джон Кейдж. Молчаливое присутствие» (совместно с фондом Джона Кейджа, США; Москва-Санкт-Петербург, 2012—2013), Пространство Lucida (2014), «Возможность полета», Фестиваль «Видеть звук», (2015)

Лауреат специальной премии Инновация за кураторский выставочный проект «Визуальная акустика» (2007), лауреат премии в области культуры Пермского края за проект «Вектор Перми» (2010), номинант премии Инновация 2012 года и премии С. Курехина 2012 года с кураторским проектом фестиваля «Джон Кейдж. Молчаливое присутствие» (2012). В 2012 году был избран членом-корреспондентом Российской академии художеств.

Регулярно публиковался в журналах «ДИ» и «Искусство», является автором многочисленных текстов в периодических и научных изданиях, а также автором статей в каталогах к персональным выставкам таких художников, как Яннис Кунеллис , , Джордж Кондо , Питер Хелли , Вик Мюнис , , Ансельм Рейле , Вим Дельвуа , Тони Мателли и др.

Скончался 25 октября 2021 года на 83-м году жизни.

Куратор выставок

  • «Лабиринт» (Москва-Варшава-Гамбург, 1989);
  • «Диалог» (Центр Бориса Виана, Париж, 1989);
  • «Москва-Таллинн» (Дом художника, Таллинн, 1995);
  • «Москва — столица мировой фотографии» (Колумбийский университет, Нью-Йорк, 2002);
  • «Мир всем! Художник Елена Волкова» (ГТГ, 2005);
  • «Радикальная повседневность» (Центр культурного обмена, Вена, 2008, Арт-центр Эгона Шиле. Чешский Крумлов, Чехия, 2009);
  • «In Between». (Музей искусства Восточной Богемии, Пардубице, 2009)
  • Павильон Армении, 53 Венецианская биеннале современного искусства (2009)
  • Prigovfest (Фестиваль Д. А. Пригова, 2009)
  • «То, что мы слышим, то, что смотрит на нас» (Центр искусств города Ангиен-ле-Бэн, Франция, 2010);
  • «Драматургия текста» (Государственный литературный музей, 2010)
  • «Artsound» (AuditoriumArte, Radioartemobile-RAM, Рим, 2011);
  • «Home video» (Московский музей современного искусства, 2011);
  • «В поисках утраченного времени: современный русский наив» (Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», 2011)
  • «Традиции фольклора и наива в современной культуре» (Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», 2012);
  • «Эксперименты Джона Кейджа и их контекст» (Фонд культуры «Екатерина», 2012)
  • «Пикассо и Брак в Дягилевских сезонах» (Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, 2012);
  • Фестиваль «Пространство Lucida» (совместно с фестивалем TodaysArt, Голландия , ГЦСИ, Галерея «Беляево», Галерея «На Каширке», 2014);
  • «Свобода простых состояний» (Музей органической культуры", Коломна, 2014)
  • «Координаты звука» (Фестиваль современной культуры в Тоди; Radioartmobile, Рим, 2014)
  • «Русский театральный авангард. 1913—1933» (Музей Виктории и Альберта, Лондон, 2014)
  • «Тропой языка. Иосиф Бродский. Образы Венеции» (Галерея «Беляево», 2015)
  • «Видеть звук» (Международный фестиваль совместно с фестивалем TodaysArt, Голландия, реализованный на многих площадках Москвы, 2015)
  • Фестиваль «Видеть звук» (ГЦСИ, Галерея «Беляево», Галерея «На Каширке», 2015)
  • Фестиваль «Между звуком, текстом и образом» (Музей А. Н. Скрябина, Москва, 2016)

Примечания

  1. . www.rah.ru . Дата обращения: 5 ноября 2020. 9 ноября 2020 года.
  2. . Дата обращения: 25 октября 2021. 25 октября 2021 года.
  3. . www.rah.ru . Дата обращения: 22 января 2022. 22 января 2022 года.

Ссылки

Источник —

Same as Пацюков, Виталий Владимирович