Interested Article - Свабхава
- 2021-07-12
- 1
Свабхава ( санскр. स्वभाव , IAST : svabhāva , пали sabhāva , кит. 自性 , тиб. རང་བཞིན , Вайли rang-bzhin , «собственная природа, сущность») — понятие в индийской мысли, обозначающее природу вещей с точки зрения её естественности и независимости от внешних факторов .
В качестве философского принципа впервые упоминается в Шветашватаре-упанишаде (I.2), в которой она называется источником мироздания наряду с необходимостью, случайностью, материальными первоэлементами, временем. Концепция свабхавы часто встречается в дхармических традициях , в том числе в Адвайта-веданте (например, в ), в Санкхье (например, в Санкхья-карике ), в Махаяне (например, в ), в Вайшнавизме (например, в трудах Рамануджи ) и в Дзогчене (например, в ).
В Махабхарате (XII. 212. 9, 41) «механизм» свабхавы указывается в качестве первоосновы бытия всех существ. В Бхагавад-гите (18, 41) свабхава называется первоисточником гун , распределение которых привело к возникновению четырёх варн — брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр.
Концепция свабхавы была центральным элементом свабхава-вады («доктрины собственной природы») — учения, которое приобрело большое влияние уже на раннем этапе развития индийской философии и сохраняло его в течение многих столетий. Современные исследователи называют это учение индийским натурализмом . Ашвагхоша в сообщает, что сторонники свабхава-вады, которые занимали высокие должности при дворе царевича Будды , отговаривали его от ухода из мира ввиду бессмысленности попыток изменить «естественный» ход событий .
Примечания
- Шохин В. К. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
- от 17 ноября 2012 на Wayback Machine // « Кругосвет ».
- 2021-07-12
- 1