Interested Article - Пити (буддизм)

Буддизм
Практика
Дхамма

Пити — это ( пали cetasika , санскр. caitasika ), связанный со стадией

сосредоточенного поглощения (дхьяной) буддийской медитации . Согласно Буддхадасе Бхиккху, пити — это стимулирующее, возбуждающее и заряжающее энергией качество, в отличие от спокойного качества сукха .

Пити — это радостная самскара (формация), несвязанная ни с каким объектом, поэтому практикующий не может достичь её посредством желания. Это слово часто переводится как «восторг» и отличается от продолжительного медитативного ощущения «радости» или «счастья» ( пали sukha , санскр. sukha ), которое представляет собой более тонкое чувство, возникающее наряду с пити .

Фактор поглощения

В буддийской медитации развитие сосредоточенного погружения ( пали jhana , санскр. dhyana ) канонически описывается в терминах следующих пяти факторов :

  • приложенная мысль ( витакка , пали vitakka ),
  • устойчивая мысль ( вичара, пали vicāra ),
  • радость/восторг/счастье ( пити , пали pīti ),
  • счастье/удовольствие/блаженство (сукха),
  • невозмутимость ( упекха , пали upekkhā )

Пити и сукха порождаются избавлением от пяти препятствий и душевным спокойствием. В Висуддхимагге V в. н. э. пити и сукха различаются следующим эмпирическим образом :

И везде, где два связаны, счастье [пити] является удовлетворённостью при получении желаемого объекта, и блаженство [сукха] является фактическим переживанием от его получения. Где счастье [пити], там и блаженство (удовольствие) [сукха]; но там, где есть блаженство [сукха], не обязательно есть счастье [пити]. Счастье входит в совокупность формирований; блаженство входит в совокупность чувств. Если бы человек, измученный в пустыне, увидел или услышал о том, что на опушке леса есть пруд, он был бы счастлив; если бы он вошел в тень леса и получил воду, он бы обрёл блаженство...

Пятифакторная классификация

По мере того как медитирующий обретает успокоение ( шаматха ), возникает один из пяти видов физического удовольствия ( пити ). Это :

  • Слабый восторг, который сопровождается пилоэрекцией .
  • Кратковременный восторг, как слышимый «время от времени» гром.
  • Идущий вниз восторг взрывается внутри тела, как волна.
  • Возвышенный восторг «заставляет тело подпрыгнуть до небес».
  • Наполняющий восторг кажется огромным потоком горного ручья.

Только последние два вида считаются конкретно пити . Первые четыре — это лишь подготовка к последнему, который является фактором дхьяны .

Примечания

  1. Buddhadasa Bhikkhu. (англ.) / Santikaro Bhikkhu. — Boston: Wisdom Publications, 1997. — P. 69. — 158 p. — ISBN 978-0-86171-111-6 .
  2. . www.theravada.ru . Дата обращения: 27 ноября 2020. 23 марта 2016 года.
  3. Ñāṇamoli. The Path of Purification: Visuddhimagga (англ.) . — Buddhist Publication Society, 1999. — P. 141—142. — 907 p.
Источник —

Same as Пити (буддизм)