Маскелл, Дэн
- 1 year ago
- 0
- 0
Патикуламанасикара ( пали Paṭikkūlamanasikāra ) — палийский термин, который обычно переводится как «размышления о непривлекательности». Он относится к традиционной буддийской медитации, при которой различными способами созерцают 31 или 32 части тела. Считается, что эта форма медитации не только развивает сати (внимательность) и самадхи (сосредоточение), но и помогает преодолеть желание и похоть. Наряду с созерцанием кладбища , это одна из двух медитаций на нечистоту/непривлекательность ( пали asubha ) .
Слово пали paṭikūla образовано от pati («против») и kūla («наклон» или «насыпь») и в форме прилагательного переводится как «отвратительный, неприятный, противный», а форме существительного как «мерзость, нечистота» .
Слово пали manasikāra образовано от manasi ( местный падеж слова mana , «в уме» или «в мысли») и karoti («создавать» или «привносить в») и переводится как «внимание» или «размышление» или «фиксированная мысль» .
В современных переводах, составной термин пали patikkūla-manasikāra обычно трактуется как «размышления об непривлекательности» или, добавляя контекстную ясность за счет буквальной точности, «размышления об непривлекательности тела» . Альтернативные переводы включают «внимание, направленное на отвращение» и «осознание нечистоты тела» .
Этот тип медитации традиционно упоминается как «противоядие» от чувственной страсти . Это также одна из «четырех защитных медитаций», наряду с (памятование о Будде), метта-бхавана (любящая доброта) и маранасати (памятование о смерти) .
В суттах этот тип созерцания определяется как способствующий достижению множества мирских и трансцендентных целей. Например, в Гиримананда cутте ( АН 10.60) Ананда с помощью декламации немедленно исцеляет больного монаха . В Сампасадания сутте ( ДН 28), Шарипутра заявляет, что медитация на 31 часть тела ведёт к «достижению видения четырьмя способами» и кратко описывает, как этот метод можно использовать в качестве трамплина, с помощью которого «человек осознаёт два проявления непрерывного потока сознания: пребывающий в этом мире и — в ином» . Кроме того, в Вибханга сутте СН 51.20 эта медитация используется для разработки четырёх основ сверхъестествнной силы ( пали iddhipāda ), с помощью которого человек способен достичь освобождения от страданий .
В то время как Палийский канон неизменно включает эту форму созерцания в свои списки техник медитации осознанности , сборник « Висуддхимагга », датируемый V веком, определяет этот тип созерцания (наряду с анапанасати ) как одну из немногих медитаций, направленных на тело, особенно подходящих для развития самадхи .
В буддийских писаниях эта практика включает в себя мысленное определение 31 части тела, которые можно созерцать различными способами.
В нескольких суттах эти части тела контекстуализированы в рамках махабхут (великих элементов), например, элемент земли представлен частями тела от волос на голове до фекалий, а к элементу воды относятся компоненты от желчи до мочи .
Некоторые сутты предваряют созерцание этих 31 части тела следующим образом :
И что такое, Ананда, восприятие непривлекательности? Вот монах пересматривает это самое тело снизу вверх, с подошв ступней, и сверху вниз с кончиков волос [головы], обёрнутое кожей, полное разнообразных нечистот...
31 часть тела, идентифицированная в созерцании патикуламанасикары, соответствует 31 части тела, указанной в стихе «Дваттимсакара» («32 части [тела]») ( Кхп. 3), который регулярно декламируется монахами . Тридцать второй частью тела, определённой в последнем стихе, является мозг ( пали matthaluṅga ) . « Висуддхимагга » предполагает, что перечисленная 31 часть тела неявно включает в мозг в пали aṭṭhimiñjaṃ , который традиционно переводится как «костный мозг» .
Каноническая формулировка медитации такова :
Далее, монахи, монах пересматривает это самое тело снизу вверх, с подошв ступней, и сверху вниз с кончиков волос [головы], обёрнутое кожей, полное разнообразных нечистот: «В этом самом теле есть волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы, кожа, плоть, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезёнка, лёгкие, толстые кишки, тонкие кишки, содержимое желудка, испражнения, желчь, мокрота, гной, кровь, пот, жир, слёзы, кожное масло, слюна, слизь, суставная жидкость, моча».
Что касается этого и других телесных объектов медитации, Сатипаттхана сутта МН 10 предоставляет следующий дополнительный контекст и ожидаемые результаты :
Вот каким образом он пребывает в созерцании тела как тела внутренне, или он пребывает в созерцании тела как тела внешне, или он пребывает в созерцании тела как тела и внутренне и внешне. Или же он пребывает, созерцая в теле его природу возникновения, или же он пребывает, созерцая в теле его природу исчезновения, или же он пребывает, созерцая в теле его природу и возникновения, и исчезновения. Или же осознанность в отношении того, что «вот есть это тело» утверждена в нём лишь до той степени, [до которой] необходимо, [чтобы возникло] простое знание [об этом] и осознанность. И он пребывает независимым, ни к чему в мире не цепляясь.
Согласно постканоническому палийскому комментарию к Сатипаттхана сутте, можно развить «семь видов навыков в изучении» этих объектов медитации посредством:
Название для этого типа медитации встречается во внутренних заголовках Махасатипатхана сутты ДН 22 и Сатипаттхана сутты МН 10, где созерцание 32 частей называемое пали Paṭikkūla-manasikāra-pabbaṃ (что дословно можно перевести как «отталкивание-размышление-раздел»). Впоследствии, в пост-канонической « Висуддхимагге» и других аттхакатхах термин пали paṭikkūlamanasikāra использовался непосредственно, когда речь шла об этой технике .
Эта форма медитации упоминается в следующих суттах Палийского канона (перечисленных в порядке никаи, а затем номера сутты в никае) :
В других местах палийской литературы этот тип медитации широко обсуждается в постканонической «Висуддхимагге» .
Иногда эта медитация определяется как одна из множества медитаций на тело, наряду, например, с осознанием дыхания (см. ) .