Дежан, Жан Франсуа Эме
- 1 year ago
- 0
- 0
Жан Ардуэ́н (также Жан Гардуэ́н , Иван Гардуе́н ; фр. Jean Hardouin ; 23 декабря 1646 , Кемпер , Бретань — 3 сентября 1729 , Париж ) — французский учёный- иезуит , специалист по античной филологии , историк и богослов , работавший учителем и библиотекарем в Париже .
Родился в Кемпере , Бретань . Приобрёл начальное образование и вкус к литературе в книжном магазине своего отца. Двадцати лет от роду, он вступил в Орден иезуитов . В 1683 году возглавил французскую Королевскую библиотеку ( фр. College Louis le Grand ). Современники поражались обширности его познаний и нечеловеческой работоспособности: научным изысканиям он посвящал всё своё время с 4 часов утра и до поздней ночи. Жан Ардуэн считался непререкаемым авторитетом в области богословия, археологии, изучения древних языков, нумизматики , хронологии и философии истории. В 1684 году он издал речи Темистия (Фемистия); опубликовал работы о Горации и по античной нумизматике, а в 1695 году представил на суд общественности исследование последних дней Иисуса, в котором, в частности, доказал, что по традициям Галилеи Тайная вечеря должна была состояться в четверг, а не в пятницу. В 1687 году французское Церковное собрание поручило ему колоссальную по объёму и значению задачу: собрать материалы всех Церковных соборов ( лат. Conciliorum collectio regia maxima ), начиная с Ι века новой эры, и, приведя их в соответствие с изменившимися догмами, подготовить к печати. Работу заказал и оплатил Людовик XIV . Спустя 28 лет, в 1715 году, титанический труд был окончен. Янсенисты и адепты других богословских направлений в течение 10 лет оттягивали издание, пока в 1725 году материалы Церковных соборов, наконец, не увидели свет. Благодаря качеству обработки и умению систематизации материала, до сих пор считающегося образцовым, он выработал новые критерии для современной исторической науки. Одновременно с главным трудом жизни, Гардуэн издавал и комментировал многие тексты (прежде всего «Критику „Естественной истории“ Плиния», 1723). Но, несмотря на то, что безупречный образ жизни и научные достижения учёного-иезуита снискали ему славу и уважение в образованных слоях общества, его критика письменного наследия античности вызывала ожесточённые нападки коллег.
Первой опубликованной работой было издание произведений Фемистия , в котором было не менее 13 новых речей. Под руководством Жана Гамье (1612—1681) он участвовал в редактировании « Естественной истории » Плиния . Его интерес вызвала нумизматика ; он опубликовал несколько работ в этой области.
Основные произведения:
Гардуэн утверждал, что все соборы, якобы происходившие до Тридентского собора , являются фикцией. В его трудах содержатся утверждения, что бо́льшая часть античных произведений сфальсифицированы монахами в XIII веке. Он утверждал, что оригинальный текст Нового Завета был написан на латыни .
Во второй половине XIX века при Казанской духовной академии на основании книг Лаббе «Sacrosancta concilia ad Regiam editionem exacta» и Гардуэна «Conciliorum collectio regia maxima» был сделан перевод на русский язык документов семи Вселенских соборов, который был издан в семи томах, под названием: « Деяния вселенских соборов » (первый том был издан в 1859 году).