Владимир Александрович Керенский
(
1868
,
Симбирская губерния
— не ранее 1927) — историк церкви и богослов, специалист в области сравнительного богословия; доктор богословия, профессор Казанской духовной академии и Казанского университета. Двоюродный брат
А. Ф. Керенского
.
Биография
Родился в семье священника
13 декабря 1868 года
в селе
Куроедово
Карсунского уезда
Симбирской губернии
.
Окончил
Симбирское духовное училище
(1883),
Симбирскую духовную семинарию
(1889) и
Казанскую духовную академию
(1893) со степенью кандидата богословия, профессорский стипендиат. Был направлен преподавателем обличительного богословия и истории обличения русского раскола в
Пензенскую духовную семинарию
, заведовал её библиотекой; был членом и библиотекарем Иннокентиевского просветительского братства.
В 1894 году за сочинение «Старокатолицизм, его история и внутреннее развитие преимущественно в вероисповедном отношении» получил степень магистра богословия и с 1895 года был доцентом по кафедре истории и разбора западных исповеданий Казанской духовной академии; в 1896 году получил чин
надворного советника
.
В 1897—1898 годах изучал
лютеранство
и
старокатолицизм
в Германии и Швейцарии: в
Берлинском
,
Боннском
и
Бернском
университетах. Его интерес к новому западному христианскому движению, отвергнувшему принятый
Первым Ватиканским собором
в 1870 году догмат о
непогрешимости папы
, был настолько велик, что он посетил четвертый, пятый и шестой конгрессы старокатоликов и опубликовал о них содержательные отчёты.
С 1902 года — экстраординарный, с 1905 года ординарный сверхштатный и, наконец, с 1908 года штатный
ординарный профессор
по кафедре истории и разбора западных исповеданий Казанской духовной академии. Одновременно, с 1913 года он преподавал историю Церкви на Казанских высших женских курсах. С 1903 года —
статский советник
.
В 1904 году получил степень доктора богословия за диссертацию «Школа ричлианского богословия в лютеранстве. Исследование в области новейшей лютеранской догматики». Член Правления Казанской духовной академии с 1909 года.
В 1911 году был командирован за границу с научной целью.
В 1915 году обвенчан с Ираидой Алексеевной Малининой.
В 1917 году делегат Всероссийского съезда духовенства и мирян; член
Поместного Собора Православной Российской Церкви
по избранию от Казанской духовной академии, участвовал в 1-й и 3-й сессиях, член V, VI, IX, XII, XIII, XVII, XXII, XXIII отделов.
Преподавал в Казанской духовной академии до её закрытия в 1921 году. Одновременно, в апреле 1918 года на заседании историко-философского факультета
Казанского университета
он был принят
приват-доцентом
университета на кафедру церковной истории, затем был профессором университета. В связи с упразднением кафедры истории Церкви он с 1920 года был переведён на вновь созданную кафедру истории религий Казанского университета, где читал курс средневековой философии на историко-философском факультете, а также два курса («Социалистические идеи западного сектантства» и «Церковь и государство») на факультете общественных наук. В феврале 1922 года был исключён из состава профессоров Казанского университета.
При закрытии Казанской духовной академии в апреле 1921 года Керенский был арестован и в октябре того же года в числе других был приговорён к году заключения условно. В конце 1921 года, 20 ноября участвовал в организационном собрании, а 27 ноября — в заседании Совета Богословского института, вошёл в его профессорско-преподавательский состав.
В 1923 году был членом
обновленческой
Казанской предсоборной епархиальной комиссии. Известно, что в 1927 году он служил в
Статистическом управлении
; дальнейшая судьба неизвестна.
Был награждён орденами
Св. Станислава
3-й (1899) и 2-й (1907) степеней,
Св. Анны
3-й (1904) и 2-й (1911) степеней.
Библиография
-
— Казань, 1894.
-
Речь пред защитою сочинения «Старокатолицизм…» — Казань, 1894.
-
Старокатолический епископ Иосиф Губерт Рейнкенс. — Казань, 1896.
-
— Казань, 1897.
-
К старокатолическому вопросу. — Казань, 1897.
-
К вопросу о действительности англиканских посвящений. — Казань, 1897.
-
Старокатолический вопрос в новейшее время // Православный собеседник. — 1897. — № 1-3, 10.
-
Четвертый интернациональный старокатолический конгресс и его значение в истории старокатолического движения. — Казань, 1898.
-
На Западе (Очерки культурно-церковной жизни). — Казань, 1899.
-
Три месяца в центре старокатолицизма (в Бонне и Берне). — Казань, 1899.
-
Церковное разложение современного лютеранства.
-
Современное лютеранство в его влиянии на общественную жизнь //
Православный собеседник
. — 1899. — Ч. 1. — С. 204—230, 443—471.
-
Пятый интернациональный старокатолический конгресс и современное (внешнее и внутреннее) состояние старокатолицизма. — Харьков, 1902.
-
—
СПб.
, 1903.
-
Школа ричлианского богословия в лютеранстве. — Казань, 1903.
-
Шестой интернациональный старокатолический конгресс и развитие католицизма в последние годы. (1902—1904). — Казань, 1904.
-
Как пишет критику профессор
П. Светлов
. — Казань, 1904.
-
К старокатолическому вопросу. По поводу ответа А. А. Киреева. —
СПб.
, 1904.
-
Армия спасения. — Казань, 1905.
-
Из жизни Запада // Православный собеседник. — 1905. — Ч. 1-2.
-
—
СПб.
, 1906.
-
К характеристике «Указателя апологетической литературы». — Казань, 1907.
-
—
СПб.
, 1908.
-
— Казань, 1908.
-
Реформированные римско-католические семинарии по уставу 1908 г. //
Христианское чтение
. — 1908. — № 11-12.
-
Значение последнего — VII Интернационального старокатолического конгресса в связи с обсуждением старокатолического вопроса в Новейшее время // Душеполезное чтение. — 1908. — № 1.
-
Взгляд протестантского ученого на Русскую Церковь //
Вера и разум
. — 1909. — № 1-4.
-
Что разделяло и разделяет восточно-православную и западную старо-католическую Церкви? — Харьков, 1910.
-
— Харьков, 1911.
-
Православные духовные академии в прошлом и настоящем. — Харьков, 1911.
-
К характеристике Американской Епископальной Церкви //
Богословский вестник
. — 1911. — № 1.
-
Римская курия в борьбе с Максом Саксонским.
-
Библиография // Православный собеседник. — 1911. — № 9-10.
-
Книги символические иностранных вероисповеданий //
Православная богословская энциклопедия
. Т. 12.
-
— Казань, 1912.
-
Литература о св. Константине Великом. — Казань, 1913.
-
К вопросу о соединении Римско-католической и Православной Церквей. — Казань, 1914.
-
К выяснению вероисповедных разностей между римско-католической и православной Церквами. — Харьков, 1914.
-
Богословское образование в Англиканской Церкви. — Казань, 1915.
-
Протоиерей Алексей Петрович Мальцев. — Казань, 1915.
-
Пирлинг как защитник папской системы // Вера и разум. — 1915. — № 21.
-
Богословское образование в Англиканской Церкви // Православный собеседник. — 1915. — № 10.
-
Конспект лекций по истории христианской церкви с 1054 г. — Казань, 1916.
-
Митрополит Антоний //
Исторический вестник
. — 1916. — Т. 144. — № 6.
-
О материальном обеспечении духовенства // Полтавские епархиальные ведомости. — 1917. — № 12.
-
Необходимость улучшения материального и юридического положения православного клира в России.
-
Реформы желательные и необходимые для Русской Православной Церкви.
-
Необходимость свободы Церкви в государстве // Всероссийский церковно-общественный вестник. — 1917. 13 июня.
-
По поводу вышенапечатанной «программы», выработанной о. Ст. Спириным // Известия по Казанской епархии. — 1917. — № 13/14.
-
// Известия по Казанской епархии. — 1918. — № 4, 9/10 (Вече. 2003. Вып. 14).
-
Почему не должно и не может быть отделения Церкви от государства в России // Церковные ведомости. Приб. — 1918. — № 3/4.
Источники
-
//
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). —
СПб.
, 1890—1907.
-
Журавский А. В.
//
Православная энциклопедия
. —
М.
, 2013. — Т. XXXII : «
Катехизис
—
Киево-Печерская икона „Успение Пресвятой Богородицы“
». — С. 487-489. — 752 с. —
33 000 экз.
—
ISBN 978-5-89572-035-6
.
-
Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 годов. Т. 27: Члены и делопроизводители Собора: биобиблиографический словарь / отв. ред. С. В. Чертков. —
М.
: Изд-во Новоспасского монастыря, 2020. — 664 с. —
ISBN 978-5-87389-097-2
.
-
на сайте «Изучение религии в России в XVIII — первой половине XX вв.»
-
Душеполезное чтение. — 1907. — № 1. — С. 58.
-
Православная богословская энциклопедия. Т. 9.
-
Церковный вестник. 1910. № 35. С. 1098—1100.
-
Известия по Казанской епархии. — 1917. — № 23/24. — С. 270; № 31/32. — С. 505.
-
Бажанов В.
Владимир Керенский. Жизненный путь и академическая карьера // Вече. — 2003. — Вып. 14. — С. 88-89
-
РГИА. Ф. 796. Оп. 441. Д. 133. Л. 1-14; НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 11479. Л. 43-49 об.; Ф. Р-1337. Оп. 2. Д. 4. Л. 24 об.; Оп. 27. Д. 13. Л. 24-25, 77-79; Д. 15; ГА Ульяновской обл. Ф. 81. Оп. 1. Д. 1006. Л. 17; Ф. 185. Оп. 2. Д. 2.
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|