В 1987 году закончил отделение истории искусства исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. В том же году в порядке распределения был принят на работу в
Государственную Третьяковскую галерею
младшим научным сотрудником в Отдел научной популяризации искусства (экскурсионный сектор).
В 1989 году был аттестован старшим научным сотрудником того же сектора. В 1991 году был переведен в лекционный сектор, а в 1992 — в методический сектор Отдела научной популяризации искусства, где работал до 1997 года (методистом по древнерусскому искусству). Член редакционной коллегии Академического каталога ГТГ. Отвечал за организацию нескольких выставок древнерусской живописи — отечественных и зарубежных — и подготовку их каталогов.
С 1993 по 2008 год вел семинар по древнерусскому искусству на кафедре истории русского искусства Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (второй курс, д/о) — вначале как преподаватель-почасовик, а затем — на общественных началах.
С 2001 года — главный редактор издательства «Северный паломник», занимающегося изданием научной и научно-популярной литературы по истории и культуре России и, прежде всего, — по древнерусскому искусству.
Соискатель ученой степени кандидата искусствоведения на кафедре истории русского искусства Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Тема диссертации «Эсхатологические идеи и образы в русском искусстве конца XV — первой половины XVI века».
В конце 2008 года опубликовал информацию о желании
Московской патриархии
получить
«Троицу» Рублёва
, которое, по его утверждению, могло привести к гибели ветхой иконы.
Библиография
статьи
Вознесение монахов и падение ангелов. Об одном иконографическом мотиве в русских иконах «Страшного Суда» XVI века // Искусствознание. М., 1998. — № 2. — С. 262—270
К вопросу о происхождении и символической интерпретации иконографии «О Тебе радуется» // Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь. К 100-летию Андрея Николаевича Грабара (1896—1990). — СПб., 1999. — С. 380—398
О некоторых источниках русской иконографии «Страшного Суда» XV—XVI веков // Федорово-Давыдовские чтенияʼ99. Сб. статей по материалам конф. / МГУ. Ист. фак-т. Каф. истории отеч. иск-ва; Под ред. Ю. В. Тарабариной, А. В. Потькаловой. М.: Диалог-МГУ; МАКС-Пресс, 2000. — С. 4-18.
Видение пророка Даниила в русском искусстве XV—XVI веков // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья. XVI век. — СПб., 2003. — С. 294—313
Изображение Страшного суда во фресках собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века. К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. — М., 2005. — С. 281—293
Духовный мир Дионисия // Церковь и время. — 2005. — № 4 (33) — С. 145—160
Об иконографических прототипах акафистного цикла в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века. К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. — М., 2005. — С. 246—263
Икона «Избранные святые». Новая атрибуция // Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства / Материалы X научной конференции (10 ноября — 12 ноября 2004 г., Москва); под ред. Э. М. Бурцевой, Н. В. Мизернюк. — М.: Магнум Арс, 2006. — С. 193—196. (в соавторстве с Т. М. Мосуновой)
Об одном редком иконографическом изводе Воскресения — Сошествия во ад с евангельскими сценами // От Царьграда до Белого моря. Сб. статей по средневековому искусству в честь Э. С. Смирновой. — М., 2007. — С. 293—310
История и культура Вологды и вологодская иконопись XIV—XVI веков // Иконы Вологды XIV—XVI веков, серия Древнерусская живопись в музеях России. 2007. — C. 51-86 (в соавторстве с Р. П. Биланчуком и А. С. Преображенским)
Наблюдения над иконографией псковских праздничных чинов XVI века // Древнерусское искусство. Художественная жизнь Пскова и искусство поздневизантийского эпохи. К 1100-летию Пскова. — М., 2008. — С. 309—336
Образ Троицы в русском искусстве позднего средневековья и переходного времени // Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве: каталог выставки / Министерство культуры Российской Федерации, Центр. музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева; сост.: Г. В. Попов, Н. И. Комашко. — М. : Красная площадь, 2013. — 189 — С. 28-35 (в соавторстве с Н. И. Комашко)
отдельные издания
— М., 1991. — 48 с. — (Биб-ка альманаха «Странный мир») (в соавторстве с Е. В. Гладышевой).
Дионисий: [Альбом] / Левон Нерсесян. — М. : Трилистник, 2002. — 47 с. — (Художник в Третьяковской галерее). —
ISBN 5-89480-050-1
Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря. —
М.
: Северный паломник, 2002. — 132 с. —
5000 экз.
—
ISBN 5-94431-027-8
.
Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря. — 2-е изд., доп. —
М.
: Северный паломник, 2006. — 168 с. —
2000 экз.
—
ISBN 5-94431-197-5
.
Андрей Рублёв. «Святая Троица»: Похвала преподобному Сергию. — М.: Гос. Третьяковская галерея, 2014. — 68 с. — (История одного шедевра). —
ISBN 978-5-89580-073-7
(в соавторстве с Д. Н. Суховерковым).
Andrei Rublev. Holy Trinity : praise to Holy Monk Sergei of Radonezh / Levon Nersesian, Dmitry Sukhoverkov; translation: Denis Fedosov. — Moscow : State Tretyakov gallery, 2020. — 80 с. — (History of a masterpiece). —
ISBN 978-5-89580-289-2
Богоматерь Донская / Левон Нерсесян, Дмитрий Суховерков. — М. : Гос. Третьяковская галерея, 2017. — 84 с. (в соавторстве с Д. Н. Суховерковым).