Interested Article - Влахернетисса

Икона Влахернской Богоматери.
Третьяковская галерея

Влахернети́сса — особый эпитет, присваивавшийся различным изображениям Богоматери , которые по своему происхождению были связаны с Влахернским храмом или были подобны Влахернской иконе . Кроме того, этот эпитет иногда присваивался изображениям Богоматери- Оранты , поскольку именно такое изображение находилось, вероятно, в Влахернского храма . Данный эпитет определял тип написания иконы и употреблялся наряду с такими эпитетами, как Одигитрия , Елеуса , Оранта и Агиосоритисса , но в отдельный тип не выделяется, а является лишь подтипом Одигитрии.

Впервые упоминается в 1150 году при византийском императоре Мануиле I Комнине икона Богоматери Знамения, находившаяся в столичном храме во Влахернах (отсюда и название Влахернитисса ) .

Коротко говоря: Влахернетисса — список с Влахернской Одигитрии . По преданию, Влахернская икона — самая первая Одигитрия . Влахернетисса относится к классическому типу Одигитрии, сложившемуся в константинопольском искусстве в XIII—XIV веках. Особенностями иконографии являются: массивность фигуры Богородицы и её почти погрудный обрез, заходящие на поля крупные нимбы , высоко поднятые ноги Богомладенца, которые касаются полей иконы.

Иногда изображение Влахернетиссы размещали на энколпионах , произведённых на территории Киевской Руси, сделанных по греческим образцам .

См. также

Примечания

  1. . от 28 июля 2021 на Wayback Machine Христианство в искусстве. Иконы, фрески, мозаики
  2. Дата обращения: 15 сентября 2011. 20 октября 2016 года.
  3. . от 3 января 2009 на Wayback Machine . Пушкиногорье.
  4. Гнутова С. В., Зотова Е. Я. . от 17 октября 2013 на Wayback Machine .

    Оборотные створки крестов киевского производства также имели много общих черт с греческими энколпионами. Наиболее часто в их средокрестия помещали изображения Богоматери следующих типов — Одигитрия, Оранта, Влахернетисса и Агиосоритисса.

Источник —

Same as Влахернетисса