«Семя Альбиона: четыре британских народных уклада в Америке
» — книга Дэвида Хакетта Фишера 1989 года, в которой подробно описывается народные
обычаи
четырёх групп людей, переехавших из разных регионов
Великобритании
(
Альбион
) в
Соединенные Штаты
. Аргументация книги состоит в том, что культура каждой из групп сохранилась, и составляет основу политической культуры современных Соединенных Штатов.
Фишер объясняет «происхождение и стабильность социальной системы, которая на протяжении двух столетий оставалась упрямо
демократической
в своей политике,
капиталистической
в своей экономике,
либертарианской
в своих законах,
индивидуалистической
в своем обществе и плюралистической в своей культуре».
Четыре народных уклада
Четыре миграции обсуждаются в четырёх основных главах книги:
-
Исход
английских пуритан
(
пилигримы
и
пуритане
повлияли на корпоративную и образовательную культуру северо-
востока США
)
-
Кавалеры
и
крепостные слуги
(
дворянство
повлияло на культуру плантаций
юга Соединенных Штатов
)
-
Миграция друзей
(
квакеры
повлияли на индустриальную культуру
Средней Атлантики
и
Среднего Запада США
)
-
Бегство из Северной Британии
(т. н. «шотландско-ирландский» и
пограничный
английский язык
повлияли на культуру ранчо
западных Соединенных Штатов
и общую аграрную культуру
южных Соединенных Штатов
)
Фишер охватывает и сопутствующие народы, такие как
валлийцы
,
шотландцы
,
ирландцы
,
голландцы
,
французы
,
немцы
,
итальянцы
, а также
порабощенных африканцев
в
Южной Каролине
. Фишер объясняет предпочтения избирателей и диалекты речи в четырёх регионах, простирающихся от их колониальной базы в Атлантике до Тихого океана.
В
«Семени Альбиона»
Фишер отмечает свои наблюдения о связи
Чесапикского залива
и
Южной Англии
,
а потом конкретизирует их в работе
«Вдаль: Вирджиния и движение на запад»
.
Истоки
Фишер заявляет, что цель книги — изучить сложные культурные процессы, действовавшие в четырёх народных укладах в течение определённого периода времени.
Albion’s Seed
утверждает: «Наследие четырёх британских народных укладов в ранней Америке остается самым мощным фактором, определяющим общественный уклад в Соединенных Штатах».
Термин «
народный уклад
» был первоначально придуман
Уильямом Грэмом Самнером
, американским социологом XIX века. В трактате Самнера «
Народные уклады: исследование социологического значения обычаев, нравов, обычаев, нравов и морали»
утверждается:
Народные уклады — это привычки индивида и обычаи общества, возникающие в результате усилий по удовлетворению потребностей; они переплетаются с предрассудками, повериями и примитивными представлениями об удаче, и поэтому завоевывают традиционный авторитет. Затем они становятся регулятивными для последующих поколений и приобретают характер социальной силы. Они возникают неизвестно откуда и как. Они растут как бы игрой внутренней жизненной энергии. Они могут быть изменены, но только в ограниченной степени, целенаправленными усилиями людей. Со временем они теряют силу, приходят в упадок и умирают или трансформируются. Пока они сильны, они в значительной степени контролируют индивидуальные и общественные начинания, производят и питают идеи мировой философии и жизненной политики. Однако они не являются органическими или материальными. Они принадлежат к над-органической системе отношений, условностей и институциональных механизмов.
Ключевые характеристики
Фишер описывает свое модифицированное применение концепции народных укладов как «нормативную структуру ценностей, обычаев и смыслов, существующих в любой культуре», происходящих из социальных и интеллектуальных источников. В частности, определение народных укладов, данное Фишером, состоит в том, что они «часто очень стабильны, но никогда не статичны. Даже там, где они приобрели статус традиции, они не обязательно очень давние. Народные уклады постоянно находятся в процессе создания, даже в наше время».
Каждый из четырёх различных народных укладов сравнительно описан и определён в следующих терминах:
-
Речевые навыки: «Обычные образцы письменной и устной речи; произношение, словарный запас, синтаксис и грамматика».
-
Способы строительства: «Преобладающие формы народной архитектуры и высокой архитектуры, которые, как правило, связаны друг с другом».
-
Семейные обычаи: «Структура и функции домашнего хозяйства и семьи, как в идеале, так и в действительности».
-
Брачные обычаи: «Идеи брачных уз и культурные процессы ухаживания, брака и развода».
-
Отношения между полами: «Обычаи, регулирующие социальные отношения между мужчинами и женщинами».
-
Сексуальные обычаи: «Обычные сексуальные отношения и действия, а также подход к сексуальным отклонениям».
-
Способы воспитания детей: «Представления о детской природе и обычаи воспитания детей».
-
Способы именования: «Ономастические обычаи, включая предпочтительные имена и происхождение имен в семье».
-
Возрастные обычаи: «Отношение к возрасту, опыт старения и возрастные отношения».
-
Обычаи смерти: «Отношение к смерти, ритуалы смерти, погребальные обычаи и траурные обычаи».
-
Религиозные обычаи: «Образцы религиозного культа, богословия, экклезиологии и церковной архитектуры».
-
Магические обычаи: «Нормативные верования и практики, касающиеся сверхъестественного».
-
Способы обучения: «Отношение к грамотности и обучению, а также традиционные модели образования».
-
Гастрономические обычаи: «Образцы диеты, питания, приготовления пищи, еды, пиршества и поста».
-
Способы одеваться: «Обычаи одежды, поведения и личных украшений».
-
Спортивные обычаи: «Отношение к отдыху и досугу; народные игры и формы организованного спорта».
-
Обычаи работы: «Рабочая этика и опыт работы; отношение к работе и характер работы».
-
Обычаи времени: «Отношение к использованию времени, обычные методы учёта времени и обычные ритмы жизни».
-
Обычаи богатства: «Отношение к богатству и модели его распределения».
-
Способы ранжирования: «Правила присвоения ранга, роли, которые влечет за собой ранг, и отношения между различными рангами».
-
Социальные обычаи: «Принятые модели миграции, расселения, ассоциации и присоединения».
-
Обычаи правопорядка: «Идеи правопорядка, упорядочивающие институты, формы беспорядка и преодоление беспорядка».
-
Обычаи власти: «Отношение к авторитету и власти; модели политического участия».
-
Обычаи свободы: «Преобладающие идеи свободы и сдержанности, а также либертарианские обычаи и институты».
Дополнительный материал
-
«Тезис фрагментов»
Луи Харца
, который предполагает, что политическая культура стран Нового Света зависит от того, когда и кем они были колонизированы.
Примечания
-
David Hackett Fischer,
Albion’s Seed
(Oxford University Press, 1989), p. 6
-
Hackett Fischer, David.
Albion’s Seed
Oxford University Press, 1989.
-
Fischer,
Albion’s Seed
, pp. 13-206
-
Fischer,
Albion’s Seed
pp. 207—418
-
Fischer,
Albion’s Seed
, pp. 419—604
-
Fischer,
Albion’s Seed
, pp. 605—782
-
Fischer,
Albion’s Seed
, p. 246
-
Sumner, William Graham
Folkways: A Study of the Sociological Importance of Usages, Manners, Customs, Mores, and Morals
. Project Gutenberg E-Book.
от 18 июня 2022 на
Wayback Machine
Last accessed: March 19, 2013.
Ссылки