Западная Белоруссия (название)
- 1 year ago
- 0
- 0
За́падная Белору́ссия ( белор. Заходняя Беларусь ) — термин, применявшийся в СССР по отношению к территории Белоруссии , находившейся в составе Польской Республики с 1921 по сентябрь 1939 года. Официально включена в состав СССР 2 ноября 1939 года .
Точное время возникновения термина неизвестно. Так, белорусский историк И. Ковкель относит его к осени 1920 года и связывает с занятием этой территории польскими войсками. Польская исследовательница А. Бергман связывает появление этого названия с созданием Коммунистической партии Западной Белоруссии в 1923 году. В советской историографии во время Второй мировой войны определение « Западная Белоруссия» было заменено термином «западные области Белорусской ССР ».
Стереотип «западника», «западного русина» среди белорусского населения появился очень рано, корни его можно отыскать ещё в XVI веке, в то время он воплотился среди шляхты , для которой вестернизация означала латинизацию и окончилась в конце XVIII века почти полной полонизацией . XIX век принёс обратные тенденции — в сторону русификации и перехода в православие , избегания польскости, которая была определяющей чертой стереотипа западника. В Польской Республике стереотип западника воплощался в польском землевладельце, чиновнике или осаднике . После включения северо-восточных земель польского государства в состав СССР словом «западник» стали называть жителей западных областей БССР .
По итогам Версальского договора , восточная граница Польской Республики должна была проходить по линии Керзона . Окончательно вопрос об установлении границы межвоенной Польши и БССР , УССР был решен в Риге в 1921 г. подписанием Рижского мирного договора между РСФСР , УССР и Польшей .
После похода РККА в Западные Белоруссию и Украину в сентябре 1939 г. , было организовано Белорусское народное собрание ( Белосток ), которое 29 октября 1939 года подало прошение, о включении Западной Беларуси в состав БССР .
Польские власти в 1920—1930-х года проводили политику полонизации национальных окраин. Эта политика имела свои особенности в Западной Белоруссии в связи с её национально-религиозным составом, географическим положением и низким уровнем экономического развития. По мысли части польской элиты, Западная Белоруссия должна была стать территорией для польской экспансии на Восток — к границам 1772 года (то есть к включению в состав Польши всей территории Белоруссии). Белорусское население подлежало полонизации. Так министр юстиции Польши в 1926—1928 годах А. Мейштович утверждал :
Белоруссия самой историей предназначена быть мостом для польской экспансии на Восток. Белорусская этнографическая масса должна быть переделана в польский народ. Это приговор истории; мы должны этому способствовать.
Белорусы признавались польскими властями людьми, податливыми польскому культурному влиянию . Поэтому, если полонизация украинцев проходила с помощью силовых методов и репрессий, то полонизация белорусов велась административными методами .
Межвоенная полонизация проводилась в два периода. Первый включал промежуток времени от Рижского мирного договора 1921 года до 1934—1935 годов. Второй период охватывал пять предвоенных лет — от отказа Польши сотрудничать с Лигой Наций в вопросе защиты прав национальных меньшинств (1934 год) до вступления советских войск на территорию Западной Белоруссии (сентябрь 1939 года).
Рижский мирный договор 1921 года обязывал польские власти обеспечить русским, украинцам и белорусам «свободное развитие их культуры, языка и выполнение религиозных обрядов» . Статья 109 Конституции Польши провозглашала право на сохранение языка и национальности .
Тем не менее полонизация велась и в 1921—1934 годах. В частности, написание имён православного населения было переведено на польский язык. 20 января 1930 года полесский воевода требовал от старост «строгого соблюдения написания имён православного населения» . 24 мая 1934 года новогрудский воевода требовал от старост записывать акты гражданского состояния «только на государственном языке» . Имели место случаи увольнения с работы неполяков (в частности, православных). В ноябре 1930 года представитель Виленского управления железных дорог предлагал старосте Дрогичинского повета Полесского воеводства уволить в трёхмесячный срок всех работников железной дороги православного вероисповедания, мотивируя эту акцию «интересами полонизации кресов» .
Перед католической церковью правительством ставилась задача ополячивания и окатоличивания населения. На эти цели выделялись значительные финансовые средства. Быстрыми темпами увеличивалось количество католических костелов . В католических парафиях Западной Беларуси проводилась работа по вытеснению белорусского языка. Польские власти подбирали ксендзов, которые способствовали ассимиляции белорусов . Многие польские ксендзы негативно относились ко всему белорусскому. Белорусское католическое движение всячески притеснялось. Ксендзы-белорусы переводились в польские парафии, им не давали возможности нормально работать, некоторых подвергали арестам .
Новый этап полонизации начался в 1934—1935 годах. 13 сентября 1934 года министр иностранных дел Польши Ю. Бек заявил в Женеве на заседании Лиги Наций , что его страна прекращает сотрудничество в деле защиты прав национальных меньшинств . В 1935 году умер Ю. Пилсудский. С этого времени началась активная полонизация белорусов и украинцев. В 1935 году был создан Комитет по национальным вопросам при Совете министров Польши .
Полещуков польские власти рассматривали как поляков. 24 апреля 1937 года полесский воевода Альберт де Траммекур на совещании глав восточных воеводств в Гродно утверждал, что полещуки являются отдельным народом, клином между украинцами и белорусами, который надо полонизировать, оградив от украинского и белорусского влияния . Полесский воевода В. Костек-Бернацкий 25 апреля 1938 года предписывал польским чиновникам :
…считать поляками независимо от их веры или языка тех полещуков, которые не относят себя к украинцам, белорусам или русским; относиться к ним приветливо и дружелюбно, окружая их опекой и тем самым приближая к польскости
Белостокский воевода Генрик Осташевский 23 июня 1939 года в секретном докладе в МВД Польши указывал, что белорусское население подлежит полонизации :
…белорусское население подлежит полонизации. Оно представляет собой пассивную массу без национального сознания, без государственных традиций… Надо, чтобы оно мыслило по-польски и училось по-польски в духе польской государственности
После смерти Ю. Пилсудского польскими властями были ликвидированы немногочисленные белорусские национальные и культурные организации. В 1936 году закрыли Белорусский институт экономики и культуры и Товарищество белорусской школы . В 1938 году власти Вильно приостановили деятельность Белорусского национального комитета, объяснив это тем, что данная организация «стремилась к созданию независимого белорусского государства и к отрыву от Польши её восточных земель» . К 1938/39 учебному году не осталось ни одной белорусской школы .
Взамен ликвидированных белорусских организаций были созданы польские общественные структуры. В 1935 году в Белостоке при поддержке властей создали «Общество православных поляков имени Пилсудского» . В Гродно был организован «Дом православных поляков имени Батория» .
Особенно усилилось давление на католических священнослужителей, поддерживающих распространение белорусского языка, в связи с деятельностью во второй половине 1930-х годов Корпуса охраны в приграничных территориях, когда любого «неблагонадежного» ксендза могли выслать в центральные районы , также выслать могли нежелательных католических активистов. Это вызывало недовольство общественности. Однако в 1938 году польское МВД усилило эту кампанию, расширив приграничную полосу до 150 км.
Полонизация коснулась также православной церкви. Она велась по двум направлениям — борьба с православием (снос храмов, увольнение лиц православного исповедания с работы и т. п.) и созданием Польской автокефальной православной церкви для отрыва православных приходов от Русской православной церкви. В 1938 году в соседнем с Западной Белоруссией Люблинском воеводстве (там жили православные украинцы) польские власти провели кампанию по сносу православных храмов . Кампания по сносу православных храмов коснулась Западной Белоруссии — власти разрушили православные храмы в Гродно и Белостоке под тем предлогом, что они не вписывались в планы развития городов . Кирпич от разрушенного в Гродно храма Александра Невского был использован для строительства зоопарка .
Комитет по национальным вопросам при Совете министров Польши принял решение о превращении православной церкви в «инструмент распространения польской культуры на восточных землях» . Для реализации этой цели были приняты меры :
Польскими властями на территории Западной Белоруссии в Берёзе-Картузской был открыт концентрационный лагерь , который функционировал с июня 1934 по сентябрь 1939 года. Проводились репрессии против членов просоветских левых партий, в том числе Белорусской крестьянско-рабочей громады и Коммунистической партии Западной Белоруссии.
Польские воеводы в конце 1930-х годов отмечали, что полонизация белорусского населения идет медленно. Белостокский воевода Генрик Осташевский 23 июня 1939 года в секретном докладе в МВД Польши отмечал :
…сейчас можно еще белорусов ассимилировать, но в этом направлении у нас почти ничего не сделано, а если и сделано, то очень мало
Осташевский выражал сожаление в связи с «давними русскими симпатиями» белорусов, которые поддерживаются «православным духовенством, русскими националистами и советской пропагандой» . Вместо этого Осташевский предложил «выработать симпатии к Польше» через усиление польской пропаганды и инвестиции «в народное образование, транспорт и здравоохранение» .
23 августа 1939 года советское правительство заключило с германской стороной Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, более известный как « Пакт Молотова — Риббентропа ». Считается, что в соответствии с секретным протоколом к нему «восточные окраины» Польши стали частью « сферы влияния » СССР.
В сентябре 1939 года началась Вторая мировая война и Советский Союз, дождавшись разгрома Германией польских войск и бегства польского правительства, 17 сентября довёл до польского посла Вацлава Гржибовского ноту, в которой проинформировал:
«Советское правительство не может также безразлично относиться к тому, чтобы единокровные украинцы и белорусы, проживающие на территории Польши, брошенные на произвол судьбы, остались беззащитными. Ввиду такой обстановки советское правительство отдало распоряжение Главному командованию Красной армии дать приказ войскам перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии».
Проинформировав о ноте Польшу и другие страны, 17 сентября Советское правительство отдало приказ РККА перейти польскую границу и занять территории польских «кресов» — Западной Белоруссии и Западной Украины. Данные события известны как Освободительный поход Красной Армии или Польский поход 1939 года. В результате похода уже в сентябре 1939 года Западная Белоруссия была полностью занята Красной Армией и обе части Белоруссии — Восточная (БССР) и Западная (польские «кресы всходние») фактически объединились. В Западной Белоруссии, формально ещё отдельной, стали формироваться Советы и проходить народные собрания, итогом деятельности которых стала подготовка юридического оформления воссоединения.
14 ноября 1939 года Верховный Совет БССР постановил принять Западную Белоруссию в состав БССР. Таким образом территория БССР и её население увеличились почти в два раза. После этого начался процесс установления в Западной Белоруссии таких же порядков, как и на прочих территориях СССР, что сопровождалось политическими репрессиями.
Как пишет ведущий научный сотрудник Государственного архива Минской области Василий Матох, на территории Западной Белоруссии была 21 тюрьма. Лишь в ночь с 19 на 20 июня 1941 года было арестовано 24 412 человек .
Из Западной Белоруссии существовала сравнительно небольшая эмиграция: по польским официальным данным из Виленского, Новогрудского, Полесского и Белостокского воеводств выехали в 1927—1938 годах на постоянное место жительства за рубеж 97,6 тыс. человек . Уезжали преимущественно в США , Аргентину , Латвию , Литву , Чехословакию и во Францию .
По данным переписи 1921 года в четырёх воеводствах Западной Белоруссии (Виленском, Полесском, Белостокском и Новогрудском) проживали 1034,6 тыс. белорусов, а по переписи 1931 года — 984,1 тыс. . Значительная часть населения Западной Белоруссии не определила свою национальную принадлежность — например, в Полесском воеводстве в ходе переписи 1931 года 707 тыс. человек (62,4 % всех жителей воеводства), назвали свой родной язык «тутэйший» (см. полещуки ) .
Согласно переписи 1931 года и оценкам польского правительства в эмиграции состав населения Западной Белоруссии был следующим :
Показатель |
1931
(перепись 9-12-1931) |
1939
(оценка 31-08-1939) |
---|---|---|
Численность населения (тыс. чел.) | 4218 | 4733 |
Доля населения с родным польским языком | 49,2 % | 49,0 % |
Доля населения с родным белорусским языком | 23,0 % | 23,3 % |
Доля населения с родным еврейским языком (идиш) | 9,4 % | 9,0 % |
Доля населения с родным русским языком | 1,9 % | 1,9 % |
Доля римских католиков | 43,3 % | 42,9 % |
Доля православных | 45,6 % | 46,5 % |
Доля иудеев | 9,6 % | 9,3 % |
При анализе польских официальных данных о языковом составе следует учитывать то, что при проведении переписи населения 1931 года в предвоенной Польше было учтено 990 тыс. человек с родным белорусским языком, а в Полесском воеводстве (примерно соответствующем современной Брестской области) было учтено 707 тыс. жителей с «тутэйшим» языком. На территории Западной Белоруссии доля населения с «тутэйшим» языком составляла около 15 % населения.
В Польше с 1918 по 1939 годы были три категории городов (город-центр воеводства, город-центр повета, город-центр гмины), а также значительно более многочисленные местечки , имевшие промежуточный статус между городом и сельскими населёнными пунктами. Ниже перечислены населённые пункты, которые имели официальный статус города (указаны только те из них, которые находились на современной территории Белоруссии):
Города — центры воеводств : Новогрудок , Брест (официально именовавшийся Брест-над-Бугом).
Города — центры поветов : Гродно , Волковыск , Брацлав , Поставы , Глубокое , Вилейка , Молодечно , Ошмяны , Воложин , Лида , Щучин , Столбцы , Слоним , Барановичи , Несвиж , Пружаны , Ивацевичи , Лунинец , Кобрин , Дрогичин , Пинск , Столин .
Города — центры гмин ( курсивом указаны города, которые после присоединения к Белорусской ССР утратили этот статус и впоследствии не восстановили его до настоящего времени): Клецк , Ляховичи , Раков Молодецкий , Дятлово , Ивенец , Ивье , Мир , Докшицы , Дисна , Радошковичи , Сморгонь , Индура , Скидель , Свислочь , Зельва , Берёза Картузская , Давид-Городок , Каменец Литовский , Коссов , Лунинец , Пружаны , Ружаны , Высокое Литовское , Шерешево , Антополь , Городная , Иваново , Кожан-Городок , Лахва , Логишин , Мотоль .
В образовании имела место полонизация, которая выражалась в сокращении числа начальных белорусских школ: их число в Западной Белоруссии уменьшилось с 32 (1922/23 учебный год) до 5 (1938/39 учебный год) .
С ноября 1924 года изучение основ католицизма вводилось в качестве обязательного предмета во всех школах на территории Польши, в то время как преподавание дисциплин других конфессий было запрещено или встречало препятствия .
В Западной Белоруссии действовали 1984 театральных кружка Союза деревенской молодёжи, который занимался воспитанием «хороших граждан» Польской Республики . Часть спектаклей давалась на белорусском языке. Ни одного белорусского или литовского профессионального театров не было по состоянию на 1936 год . Театры действовали в Гродно и Вильно, также функционировали передвижные театры .
В Западной Белоруссии преобладало изначально частное землевладение — по официальной статистике в 1921 году в частных руках находились 88,4 % всей земли, тогда как у государства — 10,8 %, у церкви — 0,3 % .
Промышленность в Западной Белоруссии в польский период была неразвита — в 1928 году в регионе было только 709 промышленных предприятий, на которых трудились 15,8 тыс. рабочих . Ведущей отраслью была деревообработка — в ней в 1928 году трудилось 44,2 % всех рабочих .
Православная церковь на территории Западной Белоруссии с 1925 года (как и остальные православные приходы в Польской Республике) перешла в каноническое подчинение Константинопольскому патриархату . В межвоенный период началась медленная белорусизация, но русский язык всё равно продолжал доминировать. С 1925 года выходил журнал «Праваслаўны Беларус» . В 1926 году вышел учебник «Сьвяшчэнная гісторыя Старога Запавету», за ним ещё несколько .
Конституция Польши и условия Рижского договора гарантировали полную свободу всем гражданам польского государства без различия их национальности и вероисповедания. На практике это выглядело несколько иначе. В Польше в межвоенный период доминировала концепция национальных демократов, согласно которой католическая церковь выступала средством сплочения общества. Была взята модель национально-государственного строительства, где главную роль играла религия (ее власти тесно связывали с патриотизмом). Этот план предусматривал то, что национальные меньшинства попадали под культурную и религиозную ассимиляцию. Польские власти опасались того, что большевики, подчинив себе православную церковь в СССР, используют ее для влияния на православных в польском государстве. Правящие круги Польши стремились превратить православную церковь в инструмент для ассимиляции и дальнейшей интеграции местного населения с этнично польским. Польские государственные власти усматривали угрозу в местном православном духовенстве, которое, по их мнению, продолжало русификацию . Перед католической церковью правительством ставилась задача окатоличивания населения .
Юридическое положение православной церкви в Польше долгое время не было определено государственным законом. До 1938 года единственным документом юридического содержания являлись «Временные правила об отношении правительства к Православной Церкви в Польше» (1922 г.) . Они противоречили конституционным нормам и ограничивали деятельность православных приходов , а также давали властям многочисленные возможности вмешательства во внутренние дела церкви . В то же время оставались вопросы, которые не были документально определены, например, такие как статус юридического лица, церковной собственности, объем дотаций духовенству. Их решение польское правительство откладывало на неопределенное время. Белорусские, украинские и русские политические круги были недовольны введением «Временных правил». Послы Сейма от национальных меньшинств выступали за их отмену .
Православная церковь была поставлена в неравное по сравнению с Католической церковью материальное положение, теряла часть независимости. Провозглашение автокефалии Православной церкви в Польше в 1924 году и введение законов 1938 года почти ничего не изменили . Вышедший в 1938 году «Внутренний Статут Святой Польской Автокефальной Православной Церкви» только санкционировал полное подчинение церкви государству .
Белорусский историк Александр Вабищевич пишет, что уже в 1925 году польское правительство выделяло для православной церкви средства, которые не удовлетворяли ее потребности. Увеличивать финансовую поддержку Польша стала только с конца 1920-х годов. Однако выделяемые средства не могли существенно улучшить материальное положение духовенства. Католическая церковь получала большее финансирование, чем православная . А. Вабищевич отмечает, что по состоянию на 1924 год Министерство вероисповеданий и общественного просвещения выделяло православным средства относительно католиков в пропорции 1/67, что было не соизмеримо реальным соотношениям количества верующих этих двух конфессий .
В межвоенной Польше органом, занимавшимся управлением епархий, являлась духовная Консистория. Существование этого органа было тяжелым бременем для бедного приходского духовенства. Полесский воевода писал в Министерство вероисповедании и просвещения, что «политика Консистории в административных делах направлена на материальные выгоды ее членов и увеличение поборов с духовенства». Духовенство обязано было платить ряд пошлин, некоторые из них превосходили доход сельских священников в несколько раз .
Под давлением польских властей была объявлена автокефалия Церкви, создавались условия для полного подчинения православных клириков установкам политического руководства Польши . Епархиальные съезды православных в Вильно и Гродно осудили создание автокефалии, съезд духовенства против автокефалии православной церкви прошел в Кобринском повете . На съездах в Вильно и Кобринском повете критике подверглось то, что автокефалия была создана неканоническим путем . Несогласные с проводимой политикой иерархи и священнослужители отстранялись от работы, подвергались арестам, высылались в центральные районы . Часть несогласных вынуждена была покинуть страну . Неблагоприятную политику властей по отношению к православной церкви поддерживали консервативные католические круги. Особенно ярко это проявилось в борьбе за храмы . Под прикрытием ревиндикации представители польской светской власти или Римско-католической церкви в западнобелорусских землях закрывали или захватывали православные храмы . Многие богослужебные здания захватывались католиками самовольно, а государственные органы никак не реагировали на факты грубого нарушения законодательства . Отобрание православных храмов не носило характера государственной необходимости. Многие из них не использовались по прямому назначению или обслуживали незначительное количество прихожан, в то время как православные были лишены возможности удовлетворения своих религиозных чувств . В ходе ревиндикции в отобранных православных храмах ломались иконостасы , уничтожались произведения скульптуры , декоративно-прикладного искусства . Наблюдались акты вандализма относительно православных кладбищ .
Уже к сентябрю 1921 года от имени православного духовенства и политических организаций стали поступать первые сведения о произволе, нарушении конституционных прав и статей Рижского договора в области религии. Православные епископы в обращении к Московскому Патриарху Тихону жаловались на сокращение приходов, указывая, что ряд храмов не получают права «свободного служения своему Богу». В списке закрытых на сентябрь 1921 года православных монастырей и церквей протоиерей Иоанн Корчинский пишет: «По сообщению Гродненского Епископа Владимира поляки забрали всего в Гродненской епархии более 50 православных церквей на костёлы. Из этого числа только 5–6 были когда-то костёлами. Теперь поступают всё новые заявления о захвате церквей и раскассировании поляками православных белорусских приходов. Всех православных приходов в Гроденщине в 1915 г. было 362. {…} В настоящее время… около 100» . Секретарь Посольства БНР в Литве, протоколируя факты перевода в костёлы «польскими оккупационными властями в Гродненской губернии» около 30 церквей, отмечал, что многие из них когда-то были униатскими, а не католическими .
Известны случаи уничтожения православных храмов. Например, до конца 1920-х годов в Полесском воеводстве 5 православных храмов было уничтожено .
По инициативе ксендзов в 1930 году были возбуждены дела о ревиндикции 500 православных храмов. По данным белорусских историков Ивана Янушевича, Владимира Новицкого и Елены Ефимович, 300 из них перешли к католикам . Белорусский историк Александр Вабищевич считает, что до лета 1929 года в Западной Белоруссии и Западной Украине было преобразовано в костелы более 1300 православных храмов. Однако в конце 1920-х – 1-й половине 1930-х годов ревиндикация сопровождалась массовыми судебными разбирательствами (всего в польские судебные учреждения подано 755 исковых заявлений). По данным Вабищевича, всего в Польше на протяжении 1918 – 1930 годов подверглись ревиндикации 278 православных монастырей, церквей, часовень . По более поздним последствиям ревиндикации приводит информацию белорусский историк Владимир Новицкий, который считает, что до июня 1936 года в Западной Белоруссии в костелы было преобразовано более 1300 православных храмов . Белорусский историк Елена Соколова считает, что более 1300 православных церквей были преобразованы в костелы к 1936 году . Вместе с тем, количество православных храмов уменьшалось не только из-за передачи их католикам, польские власти также закрывали православные церкви в учебных заведениях, госпиталях, тюрьмах .
Ревиндикация имущества православной церкви подорвала ее экономические позиции и нанесла ощутимый урон православному материальному наследию .
Православие в Польше как не исконно польское течение христианства было гонимо, но если удавалось отстоять право православного прихода на существование, то духовенство могло служить церковные службы вполне законно и беспрепятственно .
После переворота 1926 года государство переходит на более мягкую политику ассимиляции путем нормализации отношений с православной церковью. Власти продолжали политику относительно введения польского языка, но на деле этот язык не воспринимался населением, которое считало введение польского языка как попытку навязывание католицизма и неоунии. В это время религиозное обучение и проведение проповедей проходило в основном на русском языке . Вместе с тем, духовенство во многих местностях использовало белорусский язык в качестве вспомогательного при обучении детей . 3 октября 1924 года Архиерейский Синод принял постановление, в котором было разрешено использование белорусского, польского, украинского, чешского языков в тех службах, текст которых будет представлен церковным властям. Было дано разрешение проповедовать на языке верующих, преподавать на нём религию и вводить родной язык в семинариях . Во второй половине 1930-х годов в Польше активизировалось проведение полонизации. Духовенство, которое не желало вводить польский язык в богослужениях, лишалось местными властями финансовых дотаций. Польские власти стремились контролировать весь клир православной церкви в Польше. Духовенство, по их мнению, должно было быть лояльным к властям. Во второй половине 1930-х гг. польский язык становится единственным языком для церковного делопроизводства и печати (к примеру, в сентябре 1935 года гродненскими иерархами на польский язык переведено делопроизводство консисторий, а также издано указание благочинным о частичном переводе богослужений и издании основ религии на польском языке) .
В Западной Белоруссии развернули свою деятельность униаты . С 1923 года по 1939 год ими было создано 30 приходов , объединяющих около 17 000 верующих. Униаты наряду со словом Божьим пропагандировали местный язык и традиции. Многие из священнослужителей были по национальности немцами, французами, итальянцами. Они начинали изучать белорусский язык и применять его в проповедях и при организации занятий. С одной стороны, Папский престол получал новых сторонников, поднимал свой авторитет среди местного населения. С другой стороны, консервативные политические и клерикальные круги были недовольны противодействием процессу ополячивания. Из-за пробелорусской позиции на униатских священников оказывалось сильное давление, создавались административные препятствия, были и факты закрытия их богослужебных зданий .
После проведения Народного Собрания Западной Белоруссии и присоединения к Белорусской ССР, Западная Белоруссия состояла из пяти областей (на январь 1940):
После освобождения Белоруссии от нацистов в 1944 году области были разукрупнены. На территории Западной Белоруссии расположились следующие вновь образованные области: полностью Гродненская и частично Полоцкая . Вилейская область была переименована в Молодечненскую .
Современная западная граница Белоруссии с Польшей проходит по так называемой «линии Керзона» с небольшими отступлениями в пользу Польши. По результатам Ялтинской конференции 1945 года , Белостокская область, а также небольшие участки Гродненской и Брестской области были переданы Польской Народной Республике . По современному административному делению, на территории Западной Белоруссии находятся Брестская и Гродненская области, западные районы Минской , Витебской и небольшой северо-западный участок Житковичского района Гомельской области Белоруссии .