Иссле́дования тра́вмы
(
англ.
Trauma studies
) — область
гуманитарного знания
, которая изучает коллективные переживания, болезненные события, не похожие на то, что человек может пережить в нормальной, обычной жизни.
Показательными событиями, которые отражают понятие
коллективной травмы
являются такие явления как
Холокост
или
Первая Мировая война
.
Trauma studies представляет собой один из междисциплинарных способов номинализации, говорения о заведомо болезненных и зачастую закрытых от прозрачной манифестации и артикуляции событий.
История дисциплины
Одними из первых, кто начал изучать природу травмы был австрийский психоаналитик, психиатр и невролог
Зигмунд Фрейд
и врач, психолог
Йозеф Брейер
.
Пытаясь установить травматическую природу
невротических расстройств
, они работали с
истериками
, замечая, что источником всех
неврозов
всех их пациентов были события, которые пациенты не хотели или не могли вспомнить, но, увы «проживали» снова и снова.
Самое полное развитие дисциплина получила в XX веке. Это связано с тем, что XX век в психологическим
дискурсе
признан
посттравматическим
.
Подтверждения этому —
Первая мировая война
(психиатры наблюдали у солдат синдром «тревожного сердца»
),
Вторая мировая война
,
Холокост
, (после появились исследования, описывающие эмоциональное и психофизическое состояние бывших военнопленных и узников
концлагерей
),
Вьетнамская война
,
Холодная война
и другие болезненные события мировой истории.
В начале 1900-х ряд исследователей вывел новое понятие — «историческая травма», которое позволило говорить о травме как о социокультурной и исторической реальности. Третьей волной развития дисциплины выступила трагедия
11 сентября 2001
года в Нью-Йорке. После падения башен-близнецов представители различных гуманитарных дисциплин вернулись к идее о пересмотре сформировавшихся критических подходов к
анализу медиа
и социума.
Понимание травмы
На протяжении всего развития trauma studies существовало огромное множество определений травмы как социального или психологического явления. Зигмунд Фрейд понимал понятие травмы, как «ранее пережитые и позднее забытые впечатления, которым мы приписываем большое значение для этимологии неврозов».
В наши дни понимание травмы вышло далеко за грани психологии и медицины. Например, Доминик ЛаКапра ссылаясь на Фрейда предлагает два метода работы с травмой:
-
Первый метод (
англ.
Acting out
) — постоянный разыгрывание травмы, показывающий, что человеку плохо
-
Второй метод (
англ.
Working through
) — проработка травмы, осознание человеком того, что он понёс тяжёлую утрату, но жизнь на этом не заканчивается.
Отмечается, что помимо подчёркнуто обострённой памяти о травмирующем событии групповое восприятие может проявляться через ностальгию по «светлому прошлому». Конечно, подобное чувство отражает мифологическую концептуализацию прошлого, однако оно способно серьёзно повлиять на ситуацию, так как возвращает к жизни забытые события и ценности. В такой роли это становится средством для противоборства с
социальной амнезией
, мотивацией для сохранения в памяти коллектива удаляемых эпизодов и противоборства их идеологической девальвации
Направления в изучении травмы в гуманитарных науках
-
Травма — как утрата (опыт утраты): осознание человека потери себя как «целого». Попытки человека вписать травму в свою
повседневность
.
-
Травма как сюжет (символическая матрица): возведение памятников, создание ритуалов, всяческое акцентирование на травме посредством показательных действий. Таким образом создаются рамки, которые могут воздействовать на понимающую аудиторию.
-
Травма — как основа общества (консолидирующее событие): с пониманием того, что травма оказывает влияние и на свидетелей и на непосредственных жертв, создаётся единое общество, которое объединяет их и одновременно отдаляет от тех, кто к этой травме отношения не имеет.
Фазы травматического процесса
Для более тщательного изучения травматического процесса польский социолог
Петр Штомпка
предложил делить этот процесс на фазы:
-
Травматическое событие (ситуация травмы).
-
Факторы (сюжет травмы).
-
Травматические симптомы.
-
Действия, принимаемые для смягчения травмы.
-
Ограничение или преодоление травмы.
Участники травматического события
В дискурсе исследования травмы существует несколько основных объектов исследования, поведение которых по-своему раскрывается в каждой из фаз травматического события:
-
Жертва
— испытавший на себе всю мощь травмы.
-
Палач
— создающий травматическое событие, но при этом имеет все шансы быть жертвой.
-
— те, кто видел это своими глазами и готовые рассказать.
-
— те, кто берут культурную ответственность (писатели, художники) и находятся в данном культурном пространстве).
Развитие исследования травмы в России
В российском гуманитарном научном поле исследование травмы начинает набирать популярность уже в XXI веке. Ключевым образом это спровоцировано переводами некоторых ключевых текстов
, публикацией сборника «Травма: Пункты» под редакцией
С. А. Ушакина
и Е. Трубиной
, а позже публикацией культурологов Оксаны Мороз и Катерины Сувериной ряда материалов о trauma studies в популярных просветительских проектах.
Критика
Одним из самых известных критиков исследования травмы выступает американский культурсоциолог
Джеффри Александер
. В своей статье «Культурная травма и коллективная идентичность» он выводит три основных критических концепций:
-
Необходимо отказаться от «
натурализма
» при обсуждение коллективной травмы. В действительности никакого травматического опыта не существует. Если человек не может подобрать нужный вокабуляр или вспомнить ключевые моменты для описания травматического события, то это означает, что он в принципе не испытывал его.
-
Не существует палачей и жертв в натуральном виде. Вместо этого участники травматического события конструируют в себе эти образы, что и делает их носителями травматических переживаний.
-
Травма всегда воображаема. Человек, который действительно получил страшный опыт может создать вокруг себя образ жертвы, транслируя этот образ повсеместно, что и создаёт широкое травматическое переживание, которое наследуется всей культурой.
По мнению Дж. Александера (
профессора
Йельского университета
), культурная травма формируется, если социальная группа полагает, что пострадала от тяжёлого рокового события, которое «впечаталось» в их коллективное сознание, навеки влияя на их воспоминания и трансформируя их будущую идентичность фундаментальным и непоправимым образом
.
Cм. также
Примечания
-
от 29 ноября 2016 на
Wayback Machine
//
ПостНаука
-
Фрейд З. Лекции по психоанализу. М. ООО «Фирма СТД». 2006
-
Петровская Е. Безымянные сообщества. М.: ООО «Фаланстер», 2012. С. 98
-
↑
Фрейд З., Брейер Й. Исследования истерии / Пер. С. Панкова
-
Фрейд З. Собр. соч.: В 26 т. СПб.:
Восточно-европейский институт психоанализа
, 2005. Т. 1
-
Felman Sh., Laub D. Testimony: Crises of Witnessing in Literature, Psychoanalysis and History. NY.:
Taylor & Francis
. 1992. 314 p.
-
Felman Sh., Laub D. Op. cit.; Felman Sh. Writing and Madness: Literature / Philosophy / Psychoanalysis.
Cornell University Press
, 1994.
-
Trauma and Cinema; Brady J. Cultivating Critical Eyes: Teaching 9/11 through Video and Cinema //
(англ.)
(
. 2004. Vol. 43. № 2. P. 96-99
-
Спивак Г. Ч. Террор: речь после 9-11 // Травма: пункты / Пер. с англ. О. Липовской, Е. Трубиной и
С. Ушакина
. С. 864—901
-
Spivak G.Ch.:
от 13 декабря 2016 на
Wayback Machine
-
Фрейд З. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия / Пер. с нем. и примеч. Р. Ф. Додельцева; послесл. К. М. Долгова. М.:
Наука
, 1993. С. 82.
-
от 28 августа 2016 на
Wayback Machine
//
ПостНаука
-
Живой А. С.
от 29 ноября 2020 на
Wayback Machine
// Социально-гуманитарные знания, 2017, № 11
-
Травма: пункты: Сборник статей / сост. С. Ушакин, Е. Трубина. М.: Новое литературное обозрение, 2009. Ушакин С. «Нам этой болью дышать?» — С. 7.
-
Травма: пункты: Сборник статей / сост. С. Ушакин, Е. Трубина. М.: Новое литературное обозрение, 2009. Ушакин С. А. «Нам этой болью дышать?» — С. 9.
-
Травма: пункты: Сборник статей / сост. С. Ушакин, Е. Трубина, Москва: Новое литературное обозрение, 2009. Ушакин С. А. «Нам этой болью дышать?» — С. 10.
-
Штомпка П.
Социология. Анализ современного общества. — М.: Логос, 2005. — С. 479
-
Александер Дж.
Смыслы социальной жизни: Культурсоциология / Пер. с англ. Г. К. Ольховникова под ред.
. М.: Праксис, 2013.
-
Мороз О. В., Суверина Е. В.
(недоступная ссылка)
— С. 2
-
↑
Александер Дж.
(недоступная ссылка)
//
Социологический журнал
. 2012. № 3, С. 5-40.
-
Гизатова Г. К., Иванова О. Г.
от 29 ноября 2020 на
Wayback Machine
// Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2019. Том 8. № 5А. С. 189—195.
-
Alexander, Jef. The Meanings of Social Life: A Cultural Sociology. — New York:
Oxford University Press
, 2003. — P. 98
Литература
-
на русском языке
-
на других языках
Ссылки
-
Культуролог Оксана Мороз о травматическом вокабуляре, методах исследования болезненных событий и носителях страшного опыта.
-
-