Фильмы-триллеры Испании
- 1 year ago
- 0
- 0
Три́ллер (от англ. thrill «трепет, волнение») — жанр произведений литературы и кино , нацеленный вызвать у зрителя или читателя чувства тревожного ожидания (« саспенса »), волнения или страха . Жанр не имеет чётких границ, элементы триллера присутствуют во многих произведениях других жанров. В кинематографе к триллерам зачастую относят детективные и шпионские фильмы, фильмы ужасов , приключенческие фильмы , а также боевики .
По тематике триллеры разделяют на судебные, шпионские, детективные, приключенческие, медицинские, полицейские, психологические, романтические, исторические, политические, корпоративные, религиозные, мистические, научно-фантастические, «хай-тек» и военные.
Что их всех объединяет — интенсивность порождаемых эмоций … Если триллер не в состоянии щекотать нервы, значит, он не справляется со своей работой. пишет в книге «Триллер» Джеймс Паттерсон
По определению Росса Макдональда , в детективе действие движется во времени назад, к разгадке; в триллере — вперёд, к катастрофе. Разграничить эти жанры не всегда легко, и один часто содержит элементы другого. По мнению Дэйва Кера , триллер является по преимуществу жанром американским :
Американскому кино свойственны непосредственность и сила воздействия, которые редко встречаются в европейском, — прощупывание физических и эмоциональных пределов жизни, упоение опасностью, осознание её роковой притягательной силы. Росс Макдональд
Владимир Набоков отмечал, что хотя по законам жанра добро должно восторжествовать, а хитроумный злодей должен быть наказан, читателю свойственно в глубине души таить надежду, что «романтический злодей всё-таки останется безнаказанным, а туповатый добряга так и не заполучит своенравную девчонку» .
Яркие образцы триллера в киноискусстве 1-й половины XX века создали Альфред Хичкок и Фриц Ланг (« », 1928; « Город ищет убийцу », 1931), с 1936 года работавший в Голливуде (« », 1944 и др.).
Хичкок мастерски использовал технику кино для нагнетания сюжетного напряжения (« саспенса ») и управления эмоциями зрителей. Для его картин характерен тонкий чёрный юмор и вторичность сюжета по отношению к виртуозной разработке ключевых эпизодов. Хичкок ввёл в жанр понятие « макгаффина » — повода или предлога для развития действия (например, вымышленный агент в фильме « На север через северо-запад »).
Если в 30-е годы для голливудского триллера были характерны комедийные элементы (« », 1939 и др.), то с началом войны жанр приобрёл более мрачные тона: « » ( 1942 ), « Большие часы » ( 1948 ) и др. Традиции триллера были переработаны в стилистике «чёрного фильма» ( нуар ).
Зародился поджанр — фильмы об ограблениях ( англ. heist movie ), например, « Асфальтовые джунгли » ( 1950 ). В Великобритании Т. Дикинсон снял классический фильм « » ( 1940 ), ставший основой для голливудского ремейка 1944 года. В жанре комедийного триллера работали Ф. Лондер и С. Гиллиат: « Я вижу незнакомца » (1946), « Государственная тайна » ( 1950 ). Кэрол Рид поставил картину « Третий человек » ( 1949 ) — один из лучших триллеров в мировом кино.
С 1940-х годов благодаря фильмам Вэла Льютона и Альфреда Хичкока зарождается новый поджанр — психологический триллер , где основой является психология главных героев, их эмоциональная нестабильность, психологическая напряженность .
Среди разновидностей жанра также можно выделить шпионский триллер, лучшие образцы которого связаны со Второй мировой войной: « » ( 1952 ), « » (Великобритания, 1958); или холодной войной: « Шпион, пришедший с холода » (1965, Великобритания, по Джону Ле Карре ).
Остросюжетный боевик — поджанр боевика и триллера, в котором главный герой сталкивается с опасными противниками, препятствиями или ситуациями, которые он должен преодолеть, как правило, в боевике. Для остросюжетных боевиков обычно характерны гонки на время, оружие, взрывы, частое насилие и явный антагонист .
Комедийный триллер — жанр, сочетающий элементы комедии и триллера.
Параноидальный триллер — жанр, в котором герой/героиня сталкивается с большой, мощной группой врагов, истинную степень которых признаёт только он/она.
Криминальный триллер — поджанр криминального кино и триллеров, который предлагает напряженный отчёт об успешном или неудачном преступлении или преступлениях. Такие фильмы часто сосредоточены на преступнике (преступниках). Центральные темы: серийные убийцы/убийства, грабежи, погони, перестрелки, ограбления.
Эротический триллер — триллер, в котором особое внимание уделяется эротизму и где сексуальные отношения играют важную роль в сюжете. Он стал популярным с 1980-х годов с ростом проникновения на рынок видеомагнитофонов.
Джалло — итальянский триллер, который содержит элементы детектива, криминала, слэшера, психологического триллера и ужасов. Речь идёт о неизвестном убийце, который терроризирует город, а главному герою приходится выяснять его личность. Жанр был популярен в 1960-1970-х годах и до сих пор производится, хотя и реже.
Поджанр, включающий ужасы .
Юридический триллер — напряжённый фильм, в котором главными героями являются юристы и их сотрудники. Сама система правосудия всегда является важной частью этих работ, иногда почти функционирующей как один из персонажей.
Пандемический триллер — тип фильма-катастрофы и триллера, в котором с напряжением используется популярность пандемической тематики.
Политический триллер — поджанр, в котором герой/героиня должен/должна обеспечить стабильность правительства.
Психологический триллер — поджанр триллера, в котором конфликт между главными героями ментальный и эмоциональный, а не физический. Персонажи либо случайно, либо по собственному любопытству втягиваются в опасный конфликт или ситуацию, которую они не готовы разрешить. Чтобы одолеть своих жестоких врагов, персонажи прибегают не к физической силе, а к своим умственным способностям. Этот поджанр обычно имеет элементы драмы, так как существует углублённое развитие личностей персонажей, которые должны иметь дело с эмоциональной борьбой .
Социальный триллер — триллер, использующий напряжение, чтобы привлечь внимание к злоупотреблениям властью и случаям угнетения в обществе.
Сверхъестественные триллеры включают потусторонний элемент (например, фэнтези или сверхъестественное), смешанный с напряжением или сюжетными поворотами. Иногда главный герой или злодей обладает некоторыми психическими способностями и сверхспособностями.
Технотриллер — триллер, в котором манипуляции сложными технологиями играют заметную роль.
В 1960—70-е годы, во многом в связи с такими событиями, как убийство Кеннеди и Уотергейт , приобрёл популярность политический триллер, «золотым стандартом» которого можно считать фильм Джона Франкенхаймера « Маньчжурский кандидат » (1962).
Однако в этот же период жанр всё чаще использовался для эксплуатации острых или просто модных тем, выигрывая в актуальности, но порой теряя в качестве. Выделялись работы Брайана Де Пальмы , которого критики называли преемником Хичкока (« Одетый для убийства », 1980 и др.). Элементы триллера присутствуют во многих фильмах Романа Поланского : « Нож в воде » ( Польша , 1962 ), « Неистовый » ( США , 1988 ) и др.
Во Франции одним из первых мастеров жанра был Анри-Жорж Клузо : « Ворон » ( 1943 ), « Плата за страх » ( 1953 ). С начала 1950-х годов приобрёл популярность французский гангстерский цикл, во многом связанный с именем актёра Жана Габена . Среди первых и лучших фильмов этого цикла была картина Ж. Беккера « Не тронь добычу » ( 1953 ). К жанру триллера обращались такие режиссёры, как Луи Маль (« Лифт на эшафот », 1957 ), Рене Клеман (« На ярком солнце », 1960 , по Патриции Хайсмит ) и Франсуа Трюффо (« Невеста была в чёрном », 1968 ).