Interested Article - Зурна
- 2020-12-31
- 2
Зурна́ ( сурна, сурнай , азерб. и тур. zurna , курд. zirne , арм. զուռնա , грабар սուռնայ , греч. ζουρνάς , узб. сурнай, surnay , каз. сырнай, syrnai , чуваш. сӑрнай , перс. سرنای сорнай, سورنای, сурнай , карач.-балк. сарнай, сырыйна , ног. сарнай , серб. и макед. зурла , кирг. сурнай ) — язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью, распространённый на Ближнем и Среднем Востоке , Индии , Средней Азии , Малой Азии , Кавказе , Балканах .
Представляет собой деревянную трубку с раструбом и несколькими (обычно 8—9) отверстиями (одно из которых находится на противоположной остальным стороне). Зурна находится в близком родстве с гобоем (имеет такую же двойную трость) и считается одним из его предшественников.
Диапазон зурны — около полутора октав диатонического или хроматического звукоряда, тембр яркий и пронзительный.
Музыкант, играющий на зурне, называется зурначи́ (слово не склоняется). Широко распространён инструментальный ансамбль трёх музыкантов, в котором один зурначи — уста́ играет мелодию, другой вторит ему долгими протяжными звуками на главных ступенях лада, а третий музыкант выбивает сложную, разнообразно варьируемую ритмическую основу на ударном инструменте — дхоле (доли), нагаре или давуле . Из-за громкого резкого звучания зурну в основном применяют на открытом воздухе, тогда как в закрытых помещениях используют балабан ( дудук ) .
Этимология
Специалист в области музыкальной этнографии Лоуренс Пикен из Оксфордского университета полагал, что зурна происходит от персидского « سرنای » ( surnāy ), состоящего из « سور » ( sūr ), что означает «пир, пир», и نای ( nāy ), что означает «тростник, трубка» .
На самом деле существуют гораздо более древние источники, уводящие нас во времена Хеттского царства , где прослеживалось слово zuṙna. Этот термин также встречается в лувийских иероглифах как śurna и был предложен как возможное заимствование из хеттского или лувийского в армянский язык , где арм. զուռնա (zuṙna) сравнивается с лувийским zurni («рог») .
История
Множество разновидностей зурны нашли большое распространение у народов Среднего Востока, Кавказа и Китая. В одном из древнейших мест пребывания человека, на территории Мингечевира во время археологических раскопок были обнаружены 4 экземпляра зурны, изготовленных из рогов оленя. Считается, что эти инструменты были изготовлены 3 тысячи лет назад [ неавторитетный источник ] .
Инструмент был известен и на Руси под названием «сурна». Первое упоминание относится к XIII веку и содержится в Никоновской летописи . По словам Михневича, на Руси зурна представляла собой длинную трубу с нижним концом, загнутым трояко . Зурначи состояли при русском царском дворе . Так, «сурначей» упомянут в грамоте царя Бориса от 1601 года дает такое перечисление рядом с « трубниками » (« Акты исторические », II, № 20).
Саид-афанди Чиркейский в "Истории пророков" сообщает, что в Раю Иблис играл на зурне, чтобы привлечь внимание Адама .
Описание
Зурна, в основном, вытачивается из древесины абрикоса , ореха или тутового дерева. Ствол инструмента, имея на верхнем конце диаметр в 20 мм, книзу расширяется до 60-65 мм в диаметре. Общая длина инструмента — 302—317 мм.
На лицевой стороне ствола просверливаются 7 отверстий, а на тыльной — одно. В верхний конец ствола вставляется втулка («маша») длиной 120 мм, вытачиваемая из дикорастущей ивы , ореха или абрикоса. Назначение втулки в том, чтобы регулировать настройку пластины. Мундштук, изготовленный особым способом из камыша , произраставшего в сухом месте, имеет в длину 7-10 мм. Чтобы извлечь звук из инструмента, исполнитель, набирая воздух в полость рта, выдувает его соответствующим образом через этот мундштук.
Диапазон зурны охватывает звуки от « » малой октавы до « до » третьей октавы; при мастерстве исполнителя этот диапазон можно расширить ещё на несколько звуков. Эти звуки в среде исполнителей именуют как «сефир сесляр».
Зурна, главным образом, используется для исполнения образцов фольклорной музыки во время народных празднеств на открытом воздухе. В истории существовали такие разновидности этого инструмента, как « », «араби зурна», « », « », «габа зурна», « ». Зурна, как правило, входит в состав ансамблей духовых инструментов. В качестве же солирующего инструмента зурна в составе ансамблей или оркестров используется для исполнения некоторых танцевальных мелодий, в том числе «джанги» и других музыкальных образцов.
Галерея
-
Алжирский музыкант играет на зурне
-
Разнообразие зурн из Музея греческих народных музыкальных инструментов
-
Карна — один из древних персидских музыкальных инструментов, VI в. до н. э., Музей Персеполя
-
Азербайджанские народные инструменты, в том числе и зурна на почтовой марке СССР
-
Зурна из дерева гренадиллы, язык (dil) из черного дерева и (слева направо) тростника (kamış) , обрезанного и сожжённого тростника и тростника, прикреплённого к трубе (бору)
-
Собранная и готовая к игре зурна
-
Зурна в группе женщин-музыкантов, османская миниатюра 1720 года, Топкапы
-
Хадживат с зурной и Карагёз с давулом
-
Мехтерхане , изображение 1839 года, задний центральный ряд играет на давуле, задний правый ряд играет на зурне. Игрок в красной одежде с зурной в круге — один из двух дирижёров.
-
Алжирская зурна на свадьбе у кабилов
-
Зурна в пустыне
-
Цыгане играют на зурнах и на давулах
-
Игроки на зурне в мехтерхане (участники, которые одеты в темно-синий костюм впереди)
-
Македонская зурна
-
Сурнай на марке Кыргызстана
-
Зурна
Примечания
- .
- Зурна — статья из Большой советской энциклопедии .
- от 1 мая 2009 на Wayback Machine (англ.)
- 4 марта 2010 года. (тур.)
- от 1 января 2014 на Wayback Machine (рус.)
- от 1 января 2014 на Wayback Machine (рус.)
- от 24 декабря 2013 на Wayback Machine (рус.)
- [sputnik.kg/infographics/20160310/1023064435.html Кыргыздын музыкалык аспаптары. Кылымдарды карыткан кереметтүү добуштар инфографикада] (kyr). — 10.03.2016.
- . Дата обращения: 17 декабря 2011. 25 апреля 2012 года.
- Касимов К.А. Народы Азербайджанской Советской Социалистической Республики. Азербайджанцы. Народное творчество // Народы мира. Этнографические очерки. Народы Кавказа. Том 2 / Под общ. ред. С.П. Толстова. — М. : Издательство Академии наук СССР, 1962. — С. 158—159. — 685 с.
- Picken, Laurence. Folk Music Instruments of Turkey. — Press. London: Oxford University. — С. p. 485.
- (англ.) // Journal of Near Eastern Studies. — 1991-07. — Vol. 50 , iss. 3 . — P. 203–207 . — ISSN . — doi : . 19 марта 2022 года.
- . Дата обращения: 12 января 2012. 18 ноября 2011 года.
- . Дата обращения: 7 декабря 2021. 7 декабря 2021 года.
- . Дата обращения: 7 декабря 2021. 7 декабря 2021 года.
Литература
- // Большая российская энциклопедия. Том 10. — М. , 2008. — С. 592.
- // Музыкальная энциклопедия. Том 2. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — Стб. 476—477.
- Соловьёв Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Зурна́ азербайджанская (с. 82). армянская (с. 88), грузинская (с. 94), дагестанская (с. 107), чечено-ингушская (с. 110) // . — М. : МузГИз, 1963.
- Лысенко-Днестровский М. В. Сурма́ // Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия: Советский композитор, 1973—1982. — (Энциклопедии. Словари. Справочники. Изд-во «Советская Энциклопедия», Изд-во «Советский композитор»). — Т. 5: Симон — Хейлер. — 1981. — Стб. 352—353. — 1056 стб., илл. — 102 200 экз.
- Сурна́; Сурна́й // Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия: Советский композитор, 1973—1982. — (Энциклопедии. Словари. Справочники. Изд-во «Советская Энциклопедия», Изд-во «Советский композитор»). — Т. 5: Симон — Хейлер. — 1981. — Стб. 353. — 1056 стб., илл. — 102 200 экз.
- 2020-12-31
- 2