Жордания, Мераб Леванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Вахтанг Георгиевич Жордания ( груз. ვახტანგ გიორგის ძე ჟორდანია ; 9 декабря 1942 , Тбилиси — 4 октября 2005 , Бродуэй, штат Виргиния ) — грузинско - американский дирижёр .
Как сообщается в некрологе « Вашингтон пост », мечта стать дирижёром посетила Жорданию в возрасте девяти лет, когда он побывал на гастрольном концерте в СССР Вилли Ферреро . Он, однако, окончил Тбилисскую консерваторию по классу фортепиано и лишь затем получил в Ленинградской консерватории специальность дирижёра, окончив в 1969 году класс Эдуарда Грикурова . В 1970 — 1973 годах был ассистентом Евгения Мравинского в Симфоническом оркестре Ленинградской филармонии , в 1971 году был удостоен первой премии на .
В 1973 — 1974 годах главный дирижёр Симфонического оркестра Ленинградского радио и телевидения . Записал музыку к ряду известных советских кинофильмов, в том числе «Соломенная шляпка» , «Звезда пленительного счастья» , « Дерсу Узала » . В 1974 — 1977 годах главный дирижёр и доцент Саратовской консерватории . В 1977 — 1983 годах — главный дирижёр и художественный руководитель и профессор Харьковского института искусств . Дирижировал праздничными концертами в честь 30-летия Харьковской филармонии в Большом зале Московской консерватории ( 1978 ), концертами лауреатов Международного конкурса имени П. И. Чайковского ( 1978 и 1982 ). Заслуженный деятель искусств УССР , народный артист УССР ( 1983 ). В харьковский период деятельности проводил около 100 концертов в год.
В 1983 году вместе со своей тогдашней возлюбленной скрипачкой Викторией Мулловой отправился на гастроли в Финляндию (выступая в качестве её аккомпаниатора), откуда они нелегально перебрались в Швецию и попросили политического убежища . По словам современного журналиста, «когда Вахтанг Жордания бежал за границу, музыкальный Харьков рыдал от горя» .
В ноябре того же года Жордания дебютировал в Карнеги-холле с , и, по отзыву критика « Нью-Йорк Таймс », «вся аудитория была у его ног» . В дальнейшем Жордания жил и работал преимущественно в США. В 1985 — 1992 годах он возглавлял симфонический оркестр и оперный театр в городе Чаттануга , значительно подняв их профессиональный уровень и оживив дух приглашением в качестве солистов таких звёзд мировой музыкальной сцены, как Ицхак Перлман и Жан Пьер Рампаль , в 1991 — 1993 годах руководил оркестром города Спокан . Кроме того, Жордания работал с оркестрами Южной Кореи , будучи приглашённым дирижёром Симфонического оркестра Корейского радио (с которым, в частности, осуществил премьерные записи ряда произведений американского композитора Алана Хованесса ), а с 2002 года главным дирижёром и художественным руководителем Городского симфонического оркестра Тэгу .
С 1995 года Жордания возглавлял также Русский федеральный симфонический оркестр, некоторые выступления которого получили сочувственную прессу: так, по мнению критика Елены Антоновой,
при благоприятных условиях мы вправе рассчитывать на появление интересного музыкального коллектива, способного талантливо и нетривиально исполнять симфоническую музыку. Жордания показал себя самобытным, ищущим дирижером, который умеет своим пониманием музыки убедить и увлечь и исполнителей, и слушателей. В результате оркестр, управляемый им, становится одушевленным существом с едиными и неповторимыми волей, разумом, чувством .
В то же время другие критики выражали озабоченность и недоумение тем, что
Русский федеральный оркестр как стабильный коллектив не существует. Есть «товарный знак», официально оформленный, зарегистрированный. Принято и заверено документами и печатями название — «Русский федеральный». <…> есть художественный руководитель и главный дирижёр, Вахтанг Жордания. Время от времени он наезжает из Штатов в Москву, собирает очередную бригаду из разных оркестров, одна-две репетиции — и миссия главного вроде бы выполнена <…> Но то, что вы называете оркестром, да ещё федеральным, предполагает другой подход к работе. Имею в виду: оркестр — это коллектив единомышленников, музыканты должны иметь возможность «сыграться» и т. д. Мне могут возразить: настоящим профессионалам и одной репетиции хватит. Отвечу: очень может быть, но в данном случае явно не хватило. Божественное адажио из «Щелкунчика» Чайковского прозвучало громко, крикливо, мягкий, нежный романтик Мендельсон (Фортепианный концерт) превратился в «сухаря»; совершенно сгладились гениальные контрасты — от лёгких, игриво-ироничных до глубоко трагических образов — в 5-й симфонии Шостаковича . Всё было снивелировано сногсшибательными темпами и оглушающей громкостью звучания .
В 2001 году Жордания учредил в Харькове международный конкурс дирижёров «Вахтанг Жордания — Третье тысячелетие», проведение которого в значительной степени финансировал из личных средств . Первые два года Жордания лично возглавлял жюри.
Старший из четырёх детей Жордании — — также стал известным дирижёром. Внук Жордании — Вахтанг Жордания — стал пианистом.