Interested Article - Абдоков, Юрий Борисович
- 2021-02-01
- 2
Ю́рий Бори́сович Абдо́ков (род. 20 марта 1967 , Черкесск , Ставропольский край ) — российский композитор , педагог , профессор Московской консерватории , кандидат искусствоведения , Заслуженный деятель искусств Карачаево-Черкесской Республики (2003) .
Биография
Родился 20 марта 1967 года . Академическое музыкальное образование получил в Российской Академии музыки им. Гнесиных , которую окончил в 1992 г. по классу композиции и оркестровки (руководитель Лауреат Государственных премий СССР, профессор Н. И. Пейко ). В 1994 году окончил аспирантуру по классу композиции и оркестровки под руководством Лауреата Государственной премии СССР, Народного артиста СССР, профессора Б. А. Чайковского . Преподавать композицию начал, будучи аспирантом Б. А. Чайковского в РАМ им. Гнесиных .
Художественный руководитель Международной творческой мастерской «Terra Musika» для композиторов, оперно-симфонических дирижёров и балетмейстеров ( Россия , Германия , Италия ) . Эксперт, руководитель постановок и автор музыки «Дебютных проектов молодых хореографов», инициированных Министерством культуры РФ во исполнение поручения Президента РФ Д.А. Медведева (2011) . Председатель Художественного совета Межрегиональной общественной организации по изучению и сохранению творческого наследия Б. А. Чайковского («The Boris Tchaikovsky Society») . Возглавляет (после смерти К.С. Хачатуряна) комиссию по присуждению Премии им. Бориса Чайковского , Председатель Фонда и жюри Международного композиторского конкурса им. Н. Пейко . Редактировал и подготовил к публикации ранее не издававшиеся сочинения своих учителей, в том числе — юношеские квартеты и оперу «Звезда», "Из Киплинга" , "Марши для духового оркестра" и другие сочинения Б. Чайковского , 9-ю и 10-ю симфонии Н. Пейко и др. Художественный руководитель и продюсер более 10 компакт-дисков с раритетной русской музыкой, изданных зарубежными звуко-записывающими фирмами , в т.ч. номинированный на Премию «Грэмми» диск "Балакирев и русская народная песня" . Диск камерной и вокальной музыки Б.А.Чайковского (художественный руководитель записей, продюсер, автор аннотации) отмечен авторитетным журналом в области классической музыки International Record Review в числе лучших записей (отметка "IRR Outstanding") и др. Осуществлял художественное руководство премьерными исполнениями и первыми мировыми записями многих сочинений М. С. Вайнберга , Б. А. Чайковского , Н. И. Пейко , Г. В. Свиридова и др.
Творчество
Среди наиболее крупных сочинений — опера «Рембрандт» (по драме Д. Кедрина ), опера-притча «Светлорукая» (по древне-кавказскому преданию); балеты «Осенние этюды», «Тайные преграды», «Архитектура звука — Три поэмы» ; три симфонии, в том числе — Симфония «В час незаметной печали» для большого оркестра и хора дискантов (стихи В. Гаврилина), Симфония для фортепиано и струнного оркестра; оркестровые поэмы «Осенние молитвы» , «На грани таянья и льда» , «Птицы под дождём» , «Прекрасны лица спящих» — Элегическая поэма для скрипки с оркестром (памяти Я.И. Чайковской) , пять струнных квартетов; Фортепианный квинтет; сочинения для различных инструментальных ансамблей, фортепиано, органа, виолончели, клавесина, виолы д`амур, хора и др. Автор многочисленных оркестровок, в том числе — реконструкций старинной музыки.
Балет Ю. Абдокова 'Sombras ajenas' поставлен в балетной труппе «Corella Ballet» (Испания) .
Сочинения композитора исполняются на ведущих концертных площадках России (Большой и Малый Залы Московской Консерватории , Московский Международный Дом Музыки , Крокус-Сити Холл, Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии и др.), в крупнейших музыкальных аудиториях Германии, США, Бельгии, Чехии, Японии, Латинской Америки , Испании и др.
В августе 2016 года в рамках Международного фестиваля "Young Euro Classic" в Берлинском Концерт-Хаусе состоялась мировая премьера "Хоральной Постлюдии для альта с оркестром памяти Рудольфа Баршая".
В 1996 году оркестровал для большого симфонического оркестра «Прелюдию-Колокола» Б. А. Чайковского — последнее незавершённое произведение композитора (посмертная премьера состоялась в Большом Зале Московской консерватории — в 2003 г.).
Прикладные жанры: музыка к анимационному фильму «Ангелочек» (реж. З. Бидеева, 2008 г.) - Лауреат Премии «Золотой Витязь» , участник и призёр международных фестивалей, в т. ч. - 31-го Московского Международного кинофестиваля , Фестиваля детских и юношеских фильмов, Чехия, 2009 г. , Международного анимационного кинофестиваля «Golden Kuker» (Болгария, 2010 г., Приз за «Лучший первый фильм»), Международного анимационного фестиваля в Хиросиме (Япония, 2010 г.), Международного анимационного кинофестиваля «Anim’est» (Румыния, 2010 г.) и др.
Педагогическая и научная деятельность
С 1996 г. преподаёт на композиторском факультете Московской консерватории, профессор . Помимо индивидуального класса (сочинение, оркестровка) руководит курсом «История оркестровых стилей» у композиторов и оперно-симфонических дирижёров МГК . Автор и руководитель первого в России консерваторского курса по «Теории оркестрового письма» для аспирантов (композиторов и оперно-симфонических дирижёров) .
В 2000 — 2007 гг. — возглавлял созданную им Кафедру композиции в Академии хорового искусства им. В. С. Попова .
Параллельно с консерваторией , с 2000 г. по 2016 — профессор МГАХ , где разработал и вёл курсы музыкальной драматургии, композиции и оркестровки для балетмейстеров, обучающихся на кафедре Ю. Н. Григоровича и аспирантов.
Руководит многочисленными мастер-классами для молодых российских и зарубежных композиторов, дирижёров и балетмейстеров.
В рамках Международной творческой мастерской ведёт занятия с одарёнными детьми-композиторами России, ближнего и дальнего зарубежья.
Научный руководитель диссертационных проектов по теории композиции, оркестрового письма и исторических инструментальных и оркестровых стилей, музыкального театра, дирижёрского исполнительства и педагогики .
Среди учеников Ю. Б. Абдокова — более 40 лауреатов международных конкурсов и премий, в том числе — композиторы: Хумие Мотояма ( США — Япония ), Дмитрий Коростелев ( Россия ), Василий Николаев ( Россия ), Пётр Киселёв ( Россия ), Фёдор Степанов ( Россия ), Арина Цытленок ( Белоруссия ); дирижёры — Ариф Дадашев ( Россия ), Николай Хондзинский ( Россия ), Иван Никифорчин ( Россия ); балетмейстеры — Кирилл Радев ( Россия — Испания ), Константин Семёнов ( Россия ) и др.
Труды и публикации
Автор более 100 научных трудов, очерков, статей, аннотаций по проблемам музыкальной композиции, теории и истории оркестра и оркестровых стилей, хореографии.
Автор монографий:
- "Музыкальная поэтика хореографии. Взгляд композитора" (М., Изд-во ГИТИС, 2009 г.) — первая в отечественном искусствознании монография, посвящённая онтологии музыкально-хореографического синтеза:. ; рецензент — Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной Премий СССР Ю. Н. Григорович ; предисловие — Народный артист России, лауреат Государственных Премий СССР и РФ К. С. Хачатурян .
- "Николай Пейко. «Восполнивши тайну свою…»" (М., Издательстве Московской Патриархии, 2020 г.) .
Среди публикаций о балете :
- Музыкальная этимология хореографического искусства //Театр, живопись, кино, музыка. Вып.1 (3).- 2008.
- Музыкальная полифония прокофьевских балетов Жана-Кристофа Майо //Сцена. 2008.- № 4.
- Карэн Хачатурян: память эпохи// Балет. - 2010.- № 2 (161).
Из публикаций 2015-2016 г.г.: эссе "Борис Чайковский: отзвуки" и "Очерк жизни и творчества Н.И. Пейко" , опубликованные в "Музыкальном журнале" и др.
Доклады на международных и всероссийских конференциях включают:
- доклад "Проблема музыкально-хореографического синтеза в хореографическом образовании" на Международной конференции "Русский балет как мировой феномен в современной культурном процессе", 2012 г. (организована под эгидой Министерства Культуры РФ)
- доклад "Оркестровая поэтика Свиридова" на международной научной конференции, организованной под эгидой Министерства культуры РФ, Лондонского Университета, Свиридовского Института, 2015 г. и др.
Интервью
Интервью с Ю. Б. Абдоковым:
- «Музыка — искусство провиденциальное» («Литературная Россия», № 26. 27 июня 2014 )
- «Классическая музыка и благословенный Кавказ» («Благословенный Кавказ», 30 сентября 2014 г. )
- «Высокая судьба» («Православная Москва», 3 июля 2015 г. )
- «Быть человеком искусства – значит уметь выбирать, а не быть всеядным» (Передача «Русский мир» Радио России) и др.
Пресса
- « Валерий Кикта : Terra Ballet: концерт Международной творческой мастерской Юрия Абдокова» (Журнал «Балет. - 2010. - № 6)
- «Дыхание вечности с русской душой» («Литературная Россия», № 42, 2013)
- «Последний из могикан» («Российский музыкант» № 5 (1307), май 2013)
- «В диалоге с музыкой» (Журнал «Балет»-Линия, № 7, 2010)
- «Души прекрасные порывы. (Театральный журнал «Страстной бульвар, 10», Выпуск 2-132 -2010)
- «Звук создан Богом» («Трибуна молодого журналиста», № 8 (133), 2013)
- «Весенний балет от молодых хореографов» («Вечерняя Москва», 2.03.2014)
- "От Terra Musica к Oeconomia Choreographica: творческий вечер «мастерской Абдокова» и культурные коды европейской цивилизации" («Литературная газета», № 25 (6280) (2010-06-23)
Награды
- Заслуженный деятель искусств Карачаево-Черкесии (2003)
- Высшая общественная награда Кавказа — «Золотой пегас» ( 2008 ) .
- Лауреат российской Национальной Премии "Лучшие книги и издательства года - 2020" за книгу «Николай Пейко: "Восполнивши тайну свою..."» (2021)
- Благодарность Президента Российской Федерации (1 сентября 2022 года) — за вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
Примечания
- Дата обращения: 17 февраля 2016. 8 декабря 2016 года.
- ↑ УКАЗ Президента Карачаево-Черкесской Республики от 30.04.2003 № 58 «О ПРИСВОЕНИИ ПОЧЁТНЫХ ЗВАНИЙ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ», от 22 февраля 2016 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 11 февраля 2016. 16 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 17 февраля 2016. 1 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 24 мая 2022. 2 апреля 2022 года.
- Совет Межрегиональной общественной организации по изучению и сохранению творческого наследия Б. А. Чайковского, от 9 августа 2016 на Wayback Machine
- «Общество Бориса Чайковского», от 10 июня 2010 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 18 февраля 2016. 1 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 17 февраля 2016. 14 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 17 февраля 2016. 1 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 17 февраля 2016. 12 февраля 2016 года.
- . Дата обращения: 18 февраля 2016. 1 марта 2016 года.
- Дата обращения: 18 февраля 2016. Архивировано из 1 марта 2016 года.
- Mieczyslaw Weinberg CompleteSongs Vol1, от 14 марта 2016 на Wayback Machine
- Balakirev and Russian folksong, от 7 сентября 2018 на Wayback Machine
- Boris Tchaikovsky Song Cycles and Chamber Music, от 7 сентября 2018 на Wayback Machine
- Vissarion Shebalin The Complete a cappella Choral Cycles, от 7 сентября 2018 на Wayback Machine
- Shostakovich Songs for the Front, от 7 сентября 2018 на Wayback Machine
- Nikolai Peyko Complete Piano Music Vol 1, от 7 сентября 2018 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 11 февраля 2016. Архивировано из 16 февраля 2016 года.
- Первое исполнение в рамках Международной мастерской Terra Musika, . Дата обращения: 11 февраля 2016. 14 октября 2012 года.
- Крокус Сити Холл — «Несвятые Святые», от 24 октября 2014 на Wayback Machine
- Премьера сочинения в Рахманиновском зале МГК им. Чайковского, от 16 февраля 2016 на Wayback Machine
- Премьера сочинения, от 24 октября 2014 на Wayback Machine
- «Архитектура звука», балетная постановка на музыку Б. Чайковского и Ю. Абдокова от 16 февраля 2016 на Wayback Machine
- Премьера сочинения в Малом зале МГК им. Чайковского, от 16 февраля 2016 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 17 февраля 2016. 25 февраля 2016 года.
- . Дата обращения: 17 февраля 2016. 25 февраля 2016 года.
- . Дата обращения: 11 февраля 2016. 16 февраля 2016 года.
- . Дата обращения: 17 февраля 2016. 25 февраля 2016 года.
- 1 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 17 февраля 2016. Архивировано из 25 февраля 2016 года.
- . Дата обращения: 17 февраля 2016. 25 февраля 2016 года.
- . Дата обращения: 17 февраля 2016. 20 июня 2017 года.
- . Дата обращения: 17 февраля 2016. 24 февраля 2016 года.
- . Дата обращения: 18 февраля 2016. 8 февраля 2016 года.
- . Дата обращения: 28 января 2010. 15 июня 2011 года.
- В т.ч. - руководитель и научный редактор диссертации и монографии И.Л.Кузнецова "Музыкально-пластическая эстетика П.А. Пестова" . Дата обращения: 18 февраля 2016. 26 августа 2016 года.
- 6 февраля 2016 года.
- 25 февраля 2016 года.
- Дата обращения: 4 декабря 2020. 1 декабря 2020 года.
- 25 февраля 2016 года.
- . Дата обращения: 18 февраля 2016. 2 февраля 2016 года.
- . Дата обращения: 24 мая 2022. 1 апреля 2022 года.
- . Дата обращения: 11 февраля 2016. 2 февраля 2016 года.
- < . Дата обращения: 18 февраля 2016. 25 февраля 2016 года.
- . Дата обращения: 18 февраля 2016. 25 февраля 2016 года.
- . Дата обращения: 14 февраля 2016. Архивировано из 17 февраля 2016 года.
- 23 февраля 2016 года.
- . Дата обращения: 14 февраля 2016. 2 апреля 2016 года.
- . Дата обращения: 24 мая 2022. 7 сентября 2018 года.
- . Дата обращения: 17 февраля 2016. 28 апреля 2017 года.
- . Дата обращения: 14 февраля 2016. 20 февраля 2016 года.
- . Дата обращения: 17 февраля 2016. 20 февраля 2016 года.
- . Дата обращения: 17 февраля 2016. 25 мая 2017 года.
- . Дата обращения: 17 февраля 2016. 2 ноября 2014 года.
- . Дата обращения: 17 февраля 2016. 14 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 17 февраля 2016. Архивировано из 6 марта 2014 года.
- 22 февраля 2016 года.
- Впервые в Москве — высшая награда Кавказа, (недоступная ссылка)
- . Российская газета . Дата обращения: 14 августа 2021. 8 ноября 2021 года.
- . Дата обращения: 5 сентября 2022. 5 сентября 2022 года.
Ссылки
- 2021-02-01
- 2