Афиногенов, Денис Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Никола́евич Афиноге́нов ( 22 марта [ 4 апреля ] 1904 — 29 октября 1941 ) — советский драматург , редактор.
Родился в городе Скопин Рязанской губернии . Отец, Николай Александрович Степной — железнодорожный служащий, впоследствии — писатель. Мать — дочь священника, учительница Антонина Васильевна Фессалоницкая (1879—1974), участница Союза борьбы за освобождение рабочего класса .
С 1922 года Афиногенов член ВКП(б) , в 1924 году окончил .
В 1924 году написал первую пьесу. В 1927—1929 годах работал заведующим литературной частью Пролеткульта . В начале 1930-х годов Афиногенов стал одним из руководителей РАПП . В 1934 году избран в президиум правления Союза писателей СССР и назначен редактором журнала « Театр и драматургия ».
С конца 1936 года Афиногенов становится объектом резкой политической критики и клеветы, его пьесы запрещаются, а 22 июня 1937 года его исключают из ВКП(б) и Союза писателей. 16 мая 1937 года Афиногенов записывает в дневник никогда не произнесённую им защитительную речь:
Взяли мирного человека, драматурга, ни о чём другом не помышлявшего, кроме желания написать ещё несколько десятков хороших пьес на пользу стране и партии, — и сделали из этого человека помойку, посмешище, позор и поношение общества…
Также в дневнике в сентябре 1937 года он записал воображаемый будущий разговор со следователем после ожидаемого ареста .
Однако он не был репрессирован , жил в Переделкине . Именно в то время, когда многие избегали опального драматурга, с ним подружился Борис Пастернак . В этот же период Афиногенов начал писать роман «Три года». В феврале 1938 года его восстановили в партии .
В дневнике можно найти такую запись:
Нет, всё же наше поколение неблагодарно, оно не умеет ценить всех благ, данных ему Революцией. Как часто забываем мы всё, от чего избавлены, как часто морщимся и ёжимся от мелких неудобств, чьей-то несправедливости, считаем, что живём плохо. А если бы мы представили себе прошлую жизнь, её ужасы и безысходность, все наши капризы и недовольства рассеялись бы мгновенно, и мы краснели бы от стыда за свою эгоистическую забывчивость.
Во время войны возглавил Литературный отдел Совинформбюро . Предполагалось, что Афиногенов вместе с женой-американкой поедет в США агитировать за открытие второго фронта . Однако накануне этой командировки он погиб в здании ЦК ВКП(б) на Старой площади во время бомбёжки 29 октября 1941 года от случайного осколка .
Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы .
Первые пьесы носят агитационный характер и написаны под влиянием эстетических принципов Пролеткульта .
«Малиновое варенье» (1926) — коммунистическая мелодрама с гипертрофированно-негативным изображением представителей буржуазии не получила высокой оценки критиков.
«Чудак» (1928) — пьеса, отличающаяся реалистической и психологической разработанностью, сатирически изображает бюрократизм , протекционизм , антисемитизм .
Пьеса «Страх» (1931) была запрещена в первом варианте, однако, будучи переписана, приобрела большой успех . В ней критически изображались проблемы введения старой интеллигенции в новую систему .
Самая острая пьеса Афиногенова, «Ложь» (1933), показывает, какие последствия для всей системы имеет вынужденная ложь низовых партийных работников. Сталин лично был цензором этой пьесы. Её запретили вскоре после постановки.
Теме смерти и труда во имя социализма в незаметном, отдалённом уголке СССР посвящена пьеса «Далёкое» (1935).
«Машенька» (1940) — пьеса, которую любил Б. Пастернак , рассказывает о развитии человечности в человеке. В этой пьесе, оказавшей влияние на последующих драматургов, проявились типичные для драмы Афиногенова признаки структуры: действие в кругу семьи, замкнутость в тесном пространстве, а временами и косвенный диалог, продолжающий традицию А. П. Чехова . Эта пьеса в 1960—1971 годах была сыграна 3036 раз , по ней снят .
Афиногенов сознательно противопоставлял свой традиционный, психологически-реалистический театр «новаторству» В. Вишневского и Н. Погодина , которые ратовали за новый тип драмы, расчленённой на ряд сцен, с множеством действующих лиц (народные массы), с отказом от изображения частных судеб ради изображения социальных явлений .