Гейне, Мориц
- 1 year ago
- 0
- 0
Мориц Таузинг ( нем. Moritz, Moriz Thausing ; 3 июня 1838, Чижковице, Богемия — 11 августа 1884, Лейтмериц , Богемия) — австрийский историк искусства , один из основателей венской школы истории искусств.
Мориц Таузинг родился в семье управляющего замка Чишковиц ( чеш. Čížkovice ), Усти-над-Лабем, в Северо-Западной Богемии (ныне Чехия) и стал выдающимся историком-германистом. Сначала он учился в Праге , а в 1858 году отправился в Вену , в Австрийский институт исторических исследований (Österreichische Institut für Geschichtsforschung). Там он познакомился с Рудольфом Айтельбергером , который в ноябре 1852 года стал первым в Австрии профессором истории искусств и заведующим кафедрой истории искусств в Венском университете .
Под его влиянием Таузинг занялся исследованиями в области искусства. В 1862 году он стал ассистентом библиотеки Академии изобразительных искусств , где также читал лекции по всемирной истории и истории культуры.
В 1864 году Айтельбергер направил Таузинга в отдел печатной графики галереи Альбертина , которую он возглавлял с 1868 года (с 1876 года в должности директора). Таузинг получил известность благодаря исследованиям биографии и творчества Альбрехта Дюрера , опубликованным в нескольких изданиях.
В 1873 году, также благодаря рекомендации Айтельбергера, Мориц Таузинг стал экстраординарным профессором так называемой «первой кафедры» истории искусств Венского университета, основанной Айтельбергером в 1852 году, и в 1879 году получил должность полного профессора (zweiten Ordinarius), возглавив так называемую «вторую кафедру», выпускниками которой стали Франц Викхофф , Алоиз Ригль и многие другие.
Деятельность кафедры, с одной стороны, была тесно связана с Австрийским институтом исторических исследований (Österreichische Institut für Geschichtsforschung), а с другой — с созданными Айтельбергером в 1864 году Австрийского императорского музея искусства и промышленности и в 1867 году художественно-ремесленного училища . Таким образом сложился уникальный союз университетской науки, музейного дела и художественно-ремесленного производства. Именно такое соединение обусловило своеобразие и новаторство венской школы истории искусств , достойными представителями которой стали последователи Викхоффа и Ригля: Юлиус фон Шлоссер , Фриц Заксль и Макс Дворжак .
Последние годы жизни Таузинга омрачило прогрессирующее психическое заболевание. Когда он взял на себя временное руководство созданным в 1883 году Австрийским институтом исторических исследований (Istituto Austriaco di studi storici) в Риме, его здоровье резко ухудшилось. После пребывания в психиатрической лечебнице он уехал на родину, но утонул в Эльбе при неясных обстоятельствах.
Мориц Таузинг сыграл решающую роль в развитии истории искусства как самостоятельной науки. Его наставник Айтельбергер ещё искал баланс между историческими исследованиями и эстетикой как философской наукой. Таузинг стремился к полному разделению истории искусства и эстетики. Венский университет стал третьим в Европе, после Кёнигсбергского и Берлинского , в котором возникла отдельная кафедра истории искусств. В 1873 году в своей вступительной лекции в университете Мориц Таузинг сделал небывалое по тем временам заявление:
- Я вполне могу представить себе великолепную историю искусства, в которой не найдётся места для слова «красота» .
Задача искусствоведа по определению Таузинга состоит исключительно в том, чтобы определять факты, которые следует вывести из самого произведения искусства вне исторического контекста и вне оценочных суждений. С методологической точки зрения это означало переход от «истории искусства» ( нем. Kunstgeschichte ) к «знанию искусства» ( нем. Kunstwissenschaft ), как автономной науке, научной и учебной дисциплине.
Исходя из этой идеи Таузинг положительно оценивал «экспериментальный метод» итальянского мастера знатóческой атрибуции произведений искусства Джованни Морелли , которого он почитал как своего «брата в Рафаэле» (fratello in Raffaele). Таузинг разработал собственный метод определения авторства художника по «физиогномическим деталям» на картине. Это была одна из первых попыток рационального подхода (отличительная особенность венской школы) к сравнительному анализу стилей . Именно это направление развивали ученики и последователи Таузинга: Франц Викхофф , Алоиз Ригль , Генрих Тоде .