Interested Article - Сурбаран, Франсиско де

Франси́ско де Сурбара́н ( исп. Francisco de Zurbarán , крещён 7 ноября 1598 , Фуэнте-де-Кантос , Эстремадура 27 августа 1664 , Мадрид ) — испанский художник , представитель .

Биография

Сурбаран родился в городке Фуэнте-де-Кантос (провинция Эстремадура ). Учился живописи в Севилье , в школе ( ).

В 1617—1618 годах Сурбаран жил и работал в небольшом городке Эстремадуры — Льерене , затем вернулся в Севилью и до 1633 года непрерывно жил там.

В 1622 году он уже был известным мастером, получал заказы для храмов и монастырей. В 1626—1627 годах по контракту с орденом доминиканцев он пишет 21 картину на религиозные сюжеты, в том числе знаменитую картину «Христос на кресте». В 1628—1630 годах Сурбаран пишет цикл картин о святом Педро Ноласко и цикл картин о жизни св. Бонавентуры .

В 1631 году Сурбаран создаёт одно из лучших своих творений — картину «Апофеоз св. Фомы Аквинского », которая была признана шедевром ещё современниками живописца.

В 1634 году художник совершил путешествие в Мадрид , где получил титул придворного живописца . В Мадриде при работе над украшением недавно построенного дворца Буэн-Ретиро мастер отошёл от религиозной тематики — им был написан цикл из десяти полотен, изображающих подвиги Геракла (ныне в музее Прадо ), а также историко-монументальное полотно « ».

Изучение работ великих итальянских живописцев и общение с другими видными мастерами, работавшими в столице, обогатило творчество художника. После возвращения в Севилью он написал прекрасную серию картин для монастыря в Хересе — наиболее известны «Благовещение», «Рождество» и «Поклонение волхвов».

Постепенно его слава росла, вновь основываемые в Южной Америке монастыри наряду с испанскими охотно заказывали у Сурбарана картины. На конец 1630-х годов приходится пик творческой активности и популярности художника.

В поздний период творчества Сурбаран обращается к лирическим образам Христа и Богоматери в детстве — «Мадонна с младенцем», «Отрочество Мадонны».

В 1658—1664 годах Сурбаран жил в Мадриде. Его популярность шла на спад; несмотря на поддержку друга Диего Веласкеса он, забытый заказчиками, испытывал материальные трудности.

Умер Сурбаран в Мадриде 27 августа 1664 года.

Творчество

В самом начале своей деятельности поставив себе за правило писать не иначе, как с натуры, Сурбаран не отступал от этого правила в течение всей своей жизни. Композиция в его картинах при правильности рисунка по большей части несложная и заключает в себе очень немного фигур, отличающихся благородством, поставленных в естественные, простые позы и прекрасно задрапированных. В колорите и светотени Сурбаран подражал Микеланджело да Караваджо (вследствие чего был прозван «испанским Караваджо»), сообщая переднему плану поразительную рельефность через сопоставление сильного света с глубокими тенями.

В период творческого расцвета Сурбаран удачно сочетал монументальность и суровость образов (главным образом святых), с их внутренней выразительностью. В 1650-х годах в его картинах появились черты лиричности и эмоциональной взволнованности.

Памятник Сурбарану в Севилье

Известные картины

Примечания

  1. Francisco de Zurbarán // (порт.) — São Paulo: , 2001. — ISBN 978-85-7979-060-7
  2. Francisco de Zurbaran // (англ.) — 1995.
  3. Francisco de Zurbarán // (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  4. — 2016.
  5. Francisco de Zurbarán // (англ.)
  6. (нидерл.)

Литература

  • Сурбара́н Франсиско де // Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. В 2 т. / Под ред. Полевого В. М. Ред. кол.: В. Ф. Маркузон , Д. В. Сарабьянов , В. Д. Синюков (зам. гл. ред.) — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986. — Книга II. М—Я, 1986. — С. 269—270. — 432 с, ил., 32 л. ил. — 200 000 экз.

Ссылки

Источник —

Same as Сурбаран, Франсиско де