Гроот, Иоганн Фридрих
- 1 year ago
- 0
- 0
Корнелис Хофстеде де Гроот ( нидерл. Cornelis Hofstede de Groot ; 9 ноября 1863, Двингелоо, Голландия — 14 апреля 1930, Гаага ) — голландский коллекционер живописи, историк искусства, мастер атрибуции произведений искусства, музейный хранитель.
Хофстеде де Гроот родился в Двингелоо, в юности из-за слабости лёгких провёл некоторое время в Швейцарии, где выучил немецкий язык. Получил образование в Лейпциге и Дрездене и поэтому стал первым историком искусства в Нидерландах с классическим немецким образованием. Большая часть работ Хофстеде де Гроота написана на немецком языке. Он стал экспертом, мастером атрибуции живописных картин, и у него было много разногласий с Абрахамом Бредиусом , другими коллекционерами произведений искусства, в то время как он работал в различных художественных музеях Нидерландов, включая Музей Франса Халса в Харлеме, Муниципальный музей Гааги (Gemeentemuseum Den Haag) и Нидерландский институт истории искусств (RKD).
С 1891 по 1896 год он был заместителем директора Королевской галереи Маурицхёйс в Гааге под руководством Бредиуса, а затем до 1898 года директором Департамента национальной гравюры и рисунка в Амстердаме .
В 1893 году Хофстеде де Гроот опубликовал короткую статью о нидерландской художнице «золотого» XVII века Юдит Лейстер в журнале «Ежегодник Королевских прусских собраний искусства» (Jahrbuch der Königlich Preussischen Kunstsammlungen), открыв творчество этой малоизвестной художницы .
В 1896 году Хофстеде де Гроот стал (Rijksprentenkabinet) в Амстердаме, но ушёл через два года из-за разногласий со своим предшественником. Затем он поселился в Гааге как независимый историк искусства и начал работу над книгой о Рембрандте из восьми частей вместе с Вильгельмом фон Боде . Каталог рисунков Рембрандта на немецком языке был опубликован в 1906 году .
В 1910 году он опубликовал каталог картин Франса Халса . С 1912 по 1930 год жил в Харлеме, где был членом «Второго общества Тейлера» (Teylers Tweede Genootschap), созданного для присуждения премий за научные исследования. С 1916 года Хофстеде де Гроот был членом комиссии по Национальным памятникам (Rijksmonument) в Нидерландах. Он написал более семидесяти биографий голландских художников для знаменитого словаря Ульриха Тиме и Феликса Беккера ( Thieme-Becker ).
В 1907 году Хофстеде де Гроот начал колоссальную по объёму и сложности работу по обновлению и переводу на немецкий язык «Критического каталога» (Catalogue Raisonné), или «Описательно-критического перечня произведений выдающихся голландских живописцев XVII века» (Beschreibendes kritisches Verzeichnis der Werke der hervorragendsten Holländischen Mahler des XVII. Jahrhunderts; 1907—1928). Основу этого издания составляет переработка резюмированного каталога Дж. Смита. Джон Смит был лондонским маршаном, который в 1829—1842 годах осуществил восьмитомное издание «Комментированного каталога произведений самых знаменитых голландских живописцев XVII века» (A Catalogue Raisonne of the works of the most Eminent Dutch Painters of the Seventeenth Century), а также «фламандских и французских художников, с приложением всех биографий, репродукций основных работ, цен на аукционах, проходивших на континенте и в Англии, сведений об учениках и подражателях» .
В процессе создания десятитомного всеобъемлющего аннотированного перечня всех известных к тому времени картин каждого художника Хофстеде де Гроот нанял переводчика Эдварда Г. Хоука, чтобы обеспечить публикацию на английском языке. В работе над первыми двумя томами Хофстеде де Грооту помогал немецкий учёный из Карлсруэ , специалист по голландской живописи В. Р. Валентинер. Однако Хофстеде де Гроот скончался до того, как удалось завершить перевод всех десяти томов.
Содержание томов на немецком и английском языках:
Свои коллекции картин и рисунков выдающийся историк искусства оставил городу Гронинген . Хофстеде де Гроот, как и А. Бредиус, завещал свои рукописи «Национальному бюро историко-художественной документации» (Rijksbureau voor Kunsthistorische Documentatie). Эта организация была создана в 1930 году за счёт средств, завещанных государству Хофстеде де Гроотом. С 1945 года Национальное бюро регулярно издаёт библиографические указатели по голландскому и фламандскому искусству, в котором учитываются даже газетные публикации .