Тысяча осеней Якоба де Зута
- 1 year ago
- 0
- 0
«Портрет Якоба де Гейна III» — картина Рембрандта , написанная в 1632 году. Упомянута в Книге Рекордов Гиннесса как наиболее часто похищаемое полотно и носит прозвище «Рембрандт на вынос». Также упоминается под названием «Портрет Якоба III де Гейна» .
Заказчик Якоб де Гейн 3-й (ок. 1596 — 1641 ) был художником и третьим в роду подряд, носившим это имя. Его дед был миниатюристом и живописцем по стеклу, а отец гравером и графиком. Благодаря богатому наследству он не утруждал себя работой.
После путешествия в Лондон в 1618 году в компании с Константином Хёйгенсом и в Швецию в 1620 г. Якоб де Гейн III обосновался в Утрехте, где и прожил до самой смерти. Он покровительствовал Рембрандту, в частности, приобрёл у него «Учёный спор» . Модель идентифицируется по надписи на обороте. Константин Хёйгенс в стихотворных строчках, посвященных портрету, едко критиковал не очень явное портретное сходство.
К этой картине имеется парное изображение — «Портрет Морица Хёйгенса» (ныне в Гамбурге), брата упомянутого выше Константина.
Де Гейн и его друг Мориц Хёйгенс, служивший секретарем Госсовета, заказали Рембрандту два своих портрета, вероятно в Гааге , попросив написать их в одном формате. Рембрандт выполнил заказ, использовав в качестве основы для картин одну доску. Друзья на портретах одеты в похожую одежду и обращены лицом друг к другу. Они договорились, что тот из них, кто умрёт позже, унаследует картину умершего ранее, чтобы не расставаться и в смерти (об этом говорит надпись на обороте). Так и произошло, когда де Гейн скончался первым в 1641 году .
Рембрандт использовал остаток доски для написания третьей картины — своего автопортрета (1632 год, галерея Монте-Карло).
Все три работы воссоединились вновь на выставке в Далвичской галерее в 2006 году.
Эта картина — одна из самых маленьких по размеру работ художника, с чем и связаны многочисленные попытки её воровства. Портрет носит прозвище «Рембрандт на вынос» (Takeaway Rembrandt), так как с 1966 года её крали четыре раза — это рекорд для живописного полотна .
Каждый раз картина возвращалась анонимно и никто не был обвинён или осуждён за её исчезновение.