Гравюра на металле
- 1 year ago
- 0
- 0
«Фауст» ( нидерл. Faust ) — один из офортов выдающегося голландского художника " Рембрандта Харменса ван Рейна, созданный в 1652 году и имеющий четыре «состояния» (фиксирующих последовательные авторские изменения обработки гравировальной «доски»; все они считаются согласно специфике печатной графики полноценными оригиналами). Вначале офорт назывался « Алхимик у себя в кабинете». Правильное название: «Доктор Фаутреус» ( нидерл. Dokter Fautrieus ). Это произведение продолжают называть ошибочно «Фауст» или «Доктор Фауст», тогда как гравюра не имеет ничего общего с мифом об алхимике Фаусте , обуреваемом желанием получить новые знания и магическую силу. На самом деле на гравюре изображён голландский философ по имени Фаутрий; на эту тему также известна пьеса под названием «Доктор Фотриус» ( фр. Le Docteur Fautrieus ) .
Недоразумение с названием связано с тем, что И. В. фон Гёте поместил этот офорт в издание поэмы « Фауст » 1790 года . Однако, не исключено, что на офорте может быть изображён Иоганн Фауст , герой пьесы « Трагическая история доктора Фауста » (опубликована ок. 1604) английского драматурга Кристофера Марло .
На офорте изображен учёный, на что указывают книги, карандаш в его правой руке, армиллярная сфера на переднем и череп на дальнем плане. На фоне окна сияет световой круг, а в его центре выделяются четыре буквы « INRI ». Это известная аббревиатура латинской фразы «Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum» (Иисус Назарянин, Царь Иудейский), которая имеется на «титле» (табличке) Распятия Христа . Для алхимиков эта надпись имеет другое значение: «Ignis Natura Renovatur Integram» (Вся природа постоянно обновляется огнём). Историк искусства Жан-Мари Кларк отметил необычное расположение этих четырёх букв, позволяющее читать «RIIN», фамилию Рембрандта (Harmenz van Rijn) .
Кроме того, по окружности (по часовой стрелке) вписан следующий текст: «ADAM Te DAGERAM AMRTET ALGAR ALGASTNA». Это анаграмма , истинный текст неизвестен. Из центра круга показывается рука, указывающая на подобие овала справа от сияющей надписи. Справа за окном воображение зрителя позволяет разглядеть тень какой-то фигуры.
Рембрандт как обычно дополнил «травлёный штрих» офорта « сухой иглой » и резцом. Он сделал это около 1652 года в Харлеме . Тональный контраст затемнённого дальнего плана пространства комнаты и светлого с еле намеченными штрихами переднего плана подчёркивает загадочность сцены.
Гравюра «Фауст» в творчестве Рембрандта единственная в своём роде, однако она удивительным образом корреспондирует с образом самого художника. Выдающийся знаток нидерландского искусства Эжен Фромантен писал в своей знаменитой книге « Старые мастера » о Рембрандте: «Мнимый художник материального мира, художник грёз, идей и мечтаний… творит скорее как философ, чем как поэт… Красоту физическую Рембрандт заменял духовным выражением, воспроизведение вещей — почти полным их преображением, исследование — умозрением психолога, точное, умелое или наивное наблюдение — озарениями ясновидца… Жизнь, которая ему грезится, носит отпечаток какого-то другого мира, делающую жизнь реальную почти холодной и бледной… Идеал Рембрандта, подобный сну, который видят с закрытыми глазами, — это свет: нимб вокруг предметов, фосфорическое сияние на чёрном фоне… Рембрандт был в действительности чистейшим спиритуалистом, скажем точнее, художником идей… В этом ключ к тайне!» .