Алексей III Ангел
- 1 year ago
- 0
- 0
«Раненый ангел» ( фин. Haavoittunut enkeli ) — самая известная картина финского художника Хуго Симберга . Написана в 1903 году, повторена как фреска Кафедрального собора в Тампере в 1905-м. Считается одной из наиболее важных работ европейского символизма .
На картине изображены два мальчика, несущие на носилках ангела с завязанными глазами и кровоточащим крылом. Один из мальчиков пристально и хмуро глядит прямо на зрителя. Фоновый пейзаж строг и условен: черты реального ландшафта в хельсинкском районе Эляйнтарха, места, которое Симберг многократно фотографировал, сглажены . Фон картины условен, и принципы его представления находят параллели в живописи итальянского Возрождения .
Один из смысловых планов картины — детская слабость и незащищенность, сложность детского характера, его положение между добром и злом. Ангел на картине Симберга — уязвимая детская фигура, которого художник изображает не как божество, а как ребёнка. Характеры мальчиков сложнее: их моральный посыл и качество действия не ясны — не до конца понятно, символизируют они добро или зло . Фигуру идущего впереди мальчика в чёрном иногда рассматривают как образ смерти .
Важный элемент характеристики картины — неясность её смысла. Не до конца ясны ни сам сюжет, ни его этическое прочтение. Грубая одежда и обувь мальчиков, их нахмуренные серьёзные лица противопоставлены хрупкой, одетой в светлое платье фигуре ангела. Одна из идей картины — противостояние жизни и смерти, кровь на крыле ангела и повязка на глазах — знак уязвимости и хрупкости. Жизнь здесь как будто вплотную приближается к смерти. В руке ангел держит букет подснежников — символ возрождения и выздоровления. Один из мальчиков повернулся к зрителям, разрывая герметичное пространство картины . Сам Симберг отказывался от толкований собственной работы, предоставляя зрителю самому интерпретировать её смысл .
Считается, что в основе картины — два формообразующих вектора: проблемы, связанные с личным кризисом художника — его внимание к человеческой уязвимости и обращение к традиции европейского Возрождения .
Осенью 1902 года у художника случился серьёзный нервный срыв, и до весны 1903 года он лечился в больнице Каллио в Хельсинки. Работа над картиной Раненый ангел стала своеобразным символом возвращения к жизни. . Симберг написал картину сразу после выхода из больницы , однако эта тема и этот ландшафт занимали его в течение всей осени и зимы 1902—1903 годов. Об этом свидетельствуют эскизы и фотографии, выполненные в это время.
Другое направление, которое поддерживает картина — изобразительные мотивы и сюжеты европейского Возрождения . В 1896 — 1897 годах Симберг совершил путешествие по Европе. Темы Северного Возрождения , живопись раннего Ренессанса , также как картины прерафаэлитов , отдававших предпочтение европейскому искусству до Рафаэля, произвели на него глубокое впечатление . Раненый ангел Симберга находит иконографические параллели не только в традиции изображения скорбящего ангела , но также в произведениях флорентийского и северного Ренессанса, например, в произведениях Фра Анджелико и Иеронима Босха . В частности, работа Симберга обладает композиционным сходством с Благовещением (1426) Фра Анджелико и картиной Святой Иоанн на Патмосе (1505) Иеронима Босха .
Кроме того, существует предположение, что в работе могла быть использована концепция платоновского диалога Федр , в котором душа представлена уязвимой субстанцией, обладающей крыльями . Раненый ангел использует тему смерти и обращается к ней. Возможная версия — обращение к идее Платона в стремлении подчеркнуть уязвимость человеческой души.
В 1905—1906 годах Хуго Симберг расписывал Кафедральный собор Тампере . На одной из фресок он повторил сюжет картины «Раненый ангел», которую называл своей лучшей работой .
Действие картины разворачивается в реально существующем городском пространстве: парке Эляйнтарха (букв. «зоопарк») и бухте Тёёлё в Хельсинки. Эляйнтарха находился относительно недалеко от района Каллио , где в клинике проходил лечение Симберг . В начале 20 века парк был местом отдыха среди представителей рабочих профессий. Также в Эляйнтарха располагались благотворительные учреждения. Дорога, по которой движутся персонажи, сохранилась и сегодня: процессия следует в сторону существовавшей тогда школы для слепых девочек и приюта для инвалидов.
Картина оказала огромное влияние на европейскую художественную традицию. Ситуация смысловой неопределенности, созданная в картине, предвосхитила изобразительный метод таких художественных течений как метафизическая живопись и сюрреализм . Созданный в рамках символистской традиции, Раненый ангел стал своеобразным символом уязвимости и сомнения.
В 1947 году изображение было помещено на обложке книги Дневник человека в отчаянии Фридриха Рек-Маллечевена , погибшего в 1945 в лагере Дахау .
На цитатах из Раненого ангела построен клип метал-группы Nightwish к песне Amaranth . .