Элред Ривоский
- 1 year ago
- 0
- 0
Элред Ривоский , или Элред из Риво , также Эйлред , или Этельред ( англ. Ailred of Rievaulx, St. Aelred , лат. Aelredus Rhievallensis ; 1110 — 12 января 1167 ) — средневековый английский хронист и богослов , монах- цистерцианец , настоятель в Северном Йоркшире , католический святой .
Элред был сыном Эйлау, англосаксонского священника из Гексема ( Нортумбрия ) и приходился внуком Эльфреду, сыну Уэстона, ключарю Даремского собора Св. Кутберта , известному коллекционеру реликвий , упоминаемому в документах под 1056 годом . В юности он обучался в Дареме , а около 1130 года поступил на службу ко двору шотландского короля Давида I , где, начав с должности пажа принца Генриха , со временем стал начальником королевского двора.
Несмотря на то, что король Давид предлагал Элреду должность епископа , около 1134 года последний покинул государственную службу, удалившись в цистерцианский монастырь Риво в Йоркшире . Этот монастырь был одним из первых цистерцианских аббатств в Англии, реформировавших монашескую жизнь в соответствии с идеями Бернара Клервоского . В 1142 году Элред был послан в Рим для участия в процессе по делу об избрании Вильяма Фиц-Герберта архиепископом Йоркским . По возвращении он был назначен главным наставником послушников аббатства, а в 1143 году возглавил дочерний монастырь в Ривесби, основанный Вильгельмом де Румаром , графом Линкольна . Спустя четыре года, в 1147 году он был избран аббатом Риво.
Под управлением Элреда аббатство Риво стало одним из наиболее крупных и процветающих монастырей Англии. В то время в Риво насчитывалось около 140 монахов и 500 братьев. Аббатство имело пять дочерних монастырей в Англии (Ревесби в Линкольншире , Раффорд в Ноттингемшире и Уорден в Бедфордшире ) и Шотландии ( Мелроуз и Дандреннан). Собственные земли аббатства также существенно увеличились благодаря многочисленным пожалованиям английских королей и аристократов. По всей видимости, именно в бытность Элреда аббатом Риво в цистерцианских монастырях северной Англии и Шотландии началось внедрение овцеводства в качестве главной отрасли монастырского хозяйства. Именно интенсивное овцеводство в дальнейшем стало главной отличительной чертой цистерцианских монастырей и источником их богатства. Элред также развернул активное строительство в стенах Риво: в период его управления были возведены здания церкви, дома собраний монахов и братьев, трапезная, монастырские кельи и госпиталь.
Элред неоднократно посещал другие цистерцианские аббатства, как на Британских островах, так и на континенте, в частности, Сито и Клерво . Благодаря своим богословским трудам он стал хорошо известен в Британии и завоевал репутацию выдающегося теолога , « Бернара Севера» . Являясь другом и наставником церковного писателя из Дарема монаха Реджинальда, он посылал его к отшельнику Годрику, чтобы получить материалы для жизнеописания последнего. По его просьбе Реджинальд написал также «Житие Святого Кутберта», в котором цитирует его как своего учителя .
Элред неоднократно привлекался в качестве посредника при решении различных политических и церковных споров, в частности, в 1151 году он вёл переговоры Малькольма Шотландского с мятежными вождями горных кланов , а в 1153 году в последний раз встречался со своим бывшим покровителем королём Давидом I. Обладая немалым влиянием на молодого короля Генриха II Плантагенета , он в 1162 году убедил его присоединиться к французскому королю Людовику VII на встрече с папой Александром III в , чтобы поддержать понтифика в борьбе с императором Фридрихом Барбароссой . В 1163 году Элред участвовал в процессе переноса мощей недавно канонизированного короля Эдуарда Исповедника в Вестминстерское аббатство , после которого написал получившее широкую известность «Житие Эдуарда Исповедника» . В 1164 году он предпринял поездку в Голуэй , где работал над искоренением пиктских церковных обычаев и внедрением цистерцианской модели священничества, убедив вождя пиктов принять монашеский сан .
Современник так описывал Элреда:
Он был человеком высочайшей цельности, большой практической мудрости, остроумным и красноречивым, приятным собеседником, великодушным и здравомыслящим. И обладая всеми этими качествами, он превосходил всех остальных служителей церкви в терпимости и нежности.
В конце своей жизни Элред долго страдал от неустановленной болезни (возможно, от ревматизма и бронхита ) и жил в относительном уединении. По словам современников, с 1165 году его мучил удушающий кашель; при этом он страшно исхудал, но не терял духовных сил. 12 января 1167 года он скончался и был похоронен в аббатстве Риво. Его гробницу видел в монастыре ещё в 1530-е годы королевский антикварий и поэт .
Хотя Элред никогда не был официально канонизирован католической церковью , уже в 1191 году он стал почитаться в Северной Англии как местночтимый святой, чему также активно способствовал орден цистерцианцев. Элред Ривоский считается покровителем людей, страдающих от мочекаменной болезни . День его почитания — 12 января . В настоящее время помимо католической церкви Элред почитается также в англиканской церкви .
В своих работах Элред подчёркивает необходимость сохранения непорочности до вступления в брак и целомудрия (но не воздержания) в браке и вдовстве, а также резко осуждает внебрачные сексуальные отношения.
Исходя из некоторых мотивов трудов и сохранившихся личных писем Элреда, а также его жития, написанного Уолтером Даниелом, современником Элреда и монахом Риво, современный исследователь Дж. Босуэлл пришёл к выводу о гомосексуальности святого. Так, в своей работе «De institutione inclusarum» Элред писал:
Ещё в школе меня чрезвычайно пленяло очарование моих друзей, поэтому несмотря на все слабости и недостатки, которыми наполнен этот возраст, мой разум полностью капитулировал перед чувствами и посвятил себя любви. Ничего не казалось слаще или милее или более важным, чем любить и быть любимым.
Основываясь на предположительной гомосексуальности Элреда Ривоского, некоторые современные общественные организации, толерантно относящиеся к этому феномену, провозгласили Элреда своим святым покровителем. Среди них: общество ЛГБТ -прихожан Епископальной церкви в США «IntergityUSA», Национальная англиканская католическая церковь ( США ) и «Орден Св. Элреда» на Филиппинах .
Будучи убеждённым цистерцианцем Элред гневно отвергал орнаментирование в церковном пении , критиковал резкие подъёмы и спады мелодии, «грохот органа и гул колоколов», высказывался против использования изощрённого многоголосия, например, гокета . Вместо того чтобы концентрироваться на созерцательной молитве, забыв о том, что музыка вторична по отношению к богодухновенному слову, певчие, по его словам, ведут себя как гистрионы с их ужимками, превращают богослужение в пародию на него .
До настоящего времени сохранилось значительное число работ Элреда Ривоского. Среди них выделяются такие произведения, посвящённые нормам христианской морали и человеческих взаимоотношений, как «Зерцало милосердия» ( лат. Speculum Caritatis ), «Духовная дружба» ( лат. De Spirituali Amicitia ), «Правила жизни затворников» ( лат. De Institutis Inclusarum ), «Иисус, двенадцатилетний мальчик» ( лат. De Iesu puero duodenni ), «Пастырская молитва» ( лат. Oratio pastoralis ), «Диалоги о душе» ( лат. Dialogus de anima ). Перу Элреда принадлежит также более тридцати проповедей. Особое значение имеют его исторические работы, в которых содержится богатый материал по событиям эпохи гражданской войны в Англии 1135—1154 годов , а также шотландским вторжениям середины XII века , очевидцем которых был Элред: прежде всего, « Битва Штандартов » ( лат. De bello Standardii ) и «Плач на смерть Давида, короля шотландцев» (Lament for David, King of the Scots) . Одним из наиболее популярных в средние века трудов Элреда являлось его «Житие Святого Эдуарда , короля и исповедника» ( лат. Vita sancti Edwardi, regis et confessoris ). Кроме того, признание завоевали также «Житие Святого Ниниана » ( лат. Vita sancti Niniani ), «О святых Гексема », «Об одном удивительном чуде», «Генеалогия английских королей» ( лат. Genealogia regum Anglorum ), «Житие древних шотландских святых» ( лат. Vitae antiquae Sanctorum Scotiae ).
Некоторые из перечисленных сочинений Элреда, включая исторические, впервые были изданы в 1652 году , включившим их в свой сборник «Десять писателей истории Англии» ( лат. Historiae Anglicanae Scriptores Decem ) . Комментированное научное издание «Битвы Штандартов» было опубликовано в 1886 году Ричардом Хоулеттом в Лондоне в третьем томе сборника «Хроник времён правления Стефана, Генриха II и Ричарда I», выпущенного в академической « Rolls Series » .